В рубрике «Возвращение года» по праву побеждает сделка, в результате которой в ноябре 2023 года «Первая грузовая компания» (ПГК), с 2011 года принадлежавшая миллиардеру и основному бенефициару НЛМК Владимиру Лисину, получила нового владельца — АО «Аврора Инвест». Как отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук в беседе с vgudok.com, судя по характерным действиям менеджмента ПГК, которые отмечали клиенты компании, предпродажная подготовка началась задолго до объявления результатов сделки.
«Это свидетельствует о готовности держателя акций к наиболее эффективной продаже. Момент выбран удачно, на пике финансовых показателей. Судя по трудностям с движением вагонов на сети, рискам избытка парка, который пока не проявлен, так как значительный оборот вагонов генерирует значительный по объёмам потребный парк вагонов для перевозок, а также достаточно высокой ставке предоставления вагонов под перевозки, менеджменту ПГК удалось сформировать значительную ценность данного актива именно в 2023 году», — говорит г-н Савчук.
<...>
Владимир Савчук отметил, что в дальнейшем темпы роста стоимости компании будут ограничиваться, с одной стороны, невозможностью значительно повышать стоимость своих услуг в силу ограниченной платёжеспособности клиентов, с другой стороны, повышение эффективности и снижение издержек ограничивается невозможностью существенно улучшить движение вагонов ПГК на железнодорожной сети, снизить оборот вагона на путях необщего пользования в части, зависящей от ОАО «РЖД».
Эксперты отрасли и СМИ довольно быстро связали нового владельца, мало известную компанию «Аврора Инвест», с братьями Тимуром и Русланом Бабаевыми, последний из которых стал генеральным директором ПГК спустя месяц после покупки.
Интересно, что братья Бабаевы не чужие люди для компании — их отец руководил ею до её приватизации в 2011 году (затем он перешёл на пост вице-президента по коммерции в РЖД).
<...>
Владимир Савчук в свою очередь предположил, что новый менеджмент компании будет действовать более практичными и конкретными методами без использования пафосных KPI.
Традиционными направлениями повышения эффективности, по его мнению, могут быть поиск и реализация возможностей по снижению внутренних издержек, повышение клиентоориентированности для наиболее эффективных для компании групп клиентов, поиск и реализация технологических резервов повышения эффективности как во взаимодействии с клиентами, так и с ОАО «РЖД», дополнительная аргументация при переговорах о сбалансированной ставке предоставления парка грузовых вагонов под перевозки и т.п.
«Нетрадиционными, "подзабытыми" могут быть методы работы консолидированным парком (по родам вагонов) дочерних и дружественных компаний с целью оптимизации движения гружёных и порожних вагонопотоков и, в конечном итоге, повышению эффективности работы компании. Мировая практика знает примеры консолидации парка грузовых вагонов в управлении коммерческими компаниями с резким ростом эффективности (США, TTX (TrailingTrainCompany)», — добавил г-н Савчук.
<...>
Заместитель генерального директора ИПЕМ обратил внимание, что когда эффективность управления парком множества операторов/собственников вагонов будет исчерпана, следующим этапом будет рост эффективности за счёт консолидации парка — возможно, на добровольных экономических стимулах. Это приведёт к существенному росту перевозок без необходимости развития инфраструктуры и закупки новых вагонов.
«В этой связи происходящие консолидационные процессы в отрасли готовят определённый технологический и экономический плацдарм для повышения эффективности не только отдельных компаний, но и железнодорожного транспорта в целом», — заключает г-н Савчук.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности