Интрига с трудоустройством бывшего министра транспорта Евгения Дитриха, за которой с неослабевающим вниманием в течении десяти дней следила вся отрасль, наконец-то раз разрешилась. 19 ноября он утверждён в должности генерального директора Государственной транспортно-логистической компании (ГТЛК) сроком на пять лет.
После подписания 9 ноября указа президента об отставке Дитриха Telegram гудел от слухов о его возможном новом месте работы. Сначала говорили о губернаторстве в Белгородской области — там как раз была вакантна позиция главы региона после отставки в сентябре последнего губернатора «ельцинского разлива» Евгения Савченко. Впрочем, информированные источники утверждали, что это предложение возникло спонтанно: когда Дитриха решили снять, осмысленной идеи, куда его трудоустроить, не было. Это ещё раз подтверждает предположение vgudok.com о том, что уход Дитриха из Минтранса не был предопределён на все 100%, и решение об его отставке принималось в самый последний момент.
Тем не менее Дитрих от такого неоднозначного кремлёвского «подарка» учтиво отказался. То ли, как острили в Telegram, не хотел далеко уезжать от недавно купленной шикарной квартиры на Пироговке, то ли надеялся на то, что в обойме госдолжностей найдётся что-то более подобающее его статусу. Хотя, извините за иронию, лично нам Белгород не кажется почётной ссылкой: вполне благополучный регион, без тяжёлых проблем, в Центральной России, с хорошей экологией и мягким климатом. Но, видимо, Евгений Иванович ещё не готов почувствовать себя русским помещиком и характер его ближе к Штольцу, чем к Обломову.
Однако отказ не характеризует Дитриха как человека с завышенной самооценкой или завышенными карьерными ожиданиями. Скорее как персону дальновидную: губернатор, как известно, должность малоперспективная и не так хорошо оплачиваемая, ежели грех коррупции вам чужд. Неслучайно его коллега по кабинету министров Дмитрия Медведева, транспортный вице-премьер Максим Акимов предпочёл неисповедимой губернаторской карьере спокойное место на «Почте России».
Слухмейкеры сватали министерскую «невесту на выданье» и в «Аэрофлот», и в ГТЛК, в которых Дитрих возглавлял советы директоров и в принципе в курсе происходящих в этих компаниях процессов. А затем якобы возникла вообще «вакансия мечты», после отказа Анатолия Чубайса от предложения заняться Арктикой. Освобождающееся место руководителя «Роснано» вроде бы уже «светило» Евгению Дитриху, и именно об этом Владимир Путин и говорил с кандидатом в главные нанотехнологи в Санкт-Петербурге во время приёмки ледокола «Виктор Черномырдин».
Несмотря на убытки «Роснано» в 16,5 млрд рублей, которые оставляет после себя Чубайс, госкомпания всё равно остаётся «сладким местом» для любого чиновника. Вряд ли перед новым главой корпорации стоит задача заявить о себе, как о Карлосе Гоне от нанотехнологий. Эти самые технологии настолько умозрительны и маловидимы (они же «нано»), что все неудачи можно смело списывать на парадоксальность научно-технического прогресса. А вот перенаправить бюджетное финансирование «Роснано» на правильные проекты и фирмы — это любому «дитриху» под силу. С другой стороны, что позволено Чубайсу, не позволено другим. Поэтому неизвестно, сможет ли его преемник распоряжаться инвестициями столь же безответственно, как и безнаказанно.
Казалось бы, что позиция главы ГТЛК не отвечает амбициям честолюбивого чиновника и может рассматриваться как иерархическое понижение, однако это место обещает интересную работу в непростое время, когда лизинг переживает сложные времена. И недурно оплачивается.
Дитрих пришёл в ГТЛК на смену Михаилу Полубояринову, возглавлявшему госкомпанию всего весемь месяцев и вернувшемуся в родной для него «Аэрофлот» генеральным директором. Внешне компания, если судить по её финансовой отчётности, выглядит довольно привлекательно и стабильно. По данным МСФО, доход от основной деятельности за 6 месяцев 2020 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 142 млн рублей и превысил 5,9 млрд рублей. Чистая прибыль хотя и уменьшилась до 0,2 млрд рублей, однако, как заявил уже бывший глава ГТЛК Михаил Полубояринов, «применяемый в ГТЛК консервативный подход к резервированию позволил избежать в кризисных условиях дополнительного создания значительного объема резервов к ранее начисленным и сохранить прибыльность».
Тем не менее Полубояринов оставил Дитриху не только прибыля, но и немалые долги. В октябре на ирландской бирже Euronext Dublin ГТЛК разместила евробонды на 500 млн долларов с погашением в 2028 году. Проблема спроса была решена предоставлением доходности до 4,8% годовых — выше, чем доходность 10-летних ОФЗ, номинированных в рублях. Таким образом, в обращении уже находится 6 выпусков евробондов на 3,15 млрд долларов, требующих постоянного обслуживания. При этом в марте 2020 года ГТЛК размещала семилетние евроболигации объёмом 600 млн долларов с более щадящей ставкой в 4,65% годовых.
Для выполнения обязательств перед иностранными инвесторами новый глава компании Евгений Дитрих будет вынужден продолжить практику выбивания субсидий из Минтранса для исключения дефолта. На собственные доходы рассчитывать не приходится: тот же «Аэрофлот», для которого ГТЛК является основным лизингодателем, найдёт способы минимизировать лизинговые платежи как минимум в период пандемии. ГТЛК при Михаиле Полубояринове уже получила 3,5 млрд рублей от дитриховского Минтранса на компенсацию потерь от предоставления скидки на аренду SSJ-100.
В ближайшее время ГТЛК, принадлежащая пока Минтрансу («Коммерсант» сообщал о возможном переводе компании под эгиду Минпромторга), и «ВЭБ-лизинг» должны стать основными получателями госгарантий на 139,6 млрд рублей на закупку 59 лайнеров SSJ-100. Их единственный конкурент — «Авиакапитал сервис», входящий в состав «Ростеха».
Не меньшую головную боль для Дитриха будет представлять и железнодорожный сегмент бизнеса вверенной ему фирмы. На сайте компании гордо заявляется, что «ГТЛК — крупнейший заказчик инновационных вагонов в России», а парк железнодорожной техники, переданной в лизинг и аренду, по состоянию на середину 2020 года составляет 82,9 тысячи вагонов, парк с учётом законтрактованных вагонов — более 108 тысяч единиц. В условиях вагонного профицита с попытками ряда участников рынка ликвидировать преференции для инновагонов, руководству ГТЛК придётся демонстрировать чудеса кризис-менеджмента, чтобы сохранить прибыльность компании. Впрочем, у госменеджеров всегда есть в запасе испытанный способ решения проблемы — запросить поддержки государства.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности