30.04.2021

Факторы риска для вагоноремонтных предприятий в 2021 году

Пока не наблюдается значимого улучшения ситуации на рынке вагоноремонта. По прогнозам аналитиков, объем погрузки в текущем году хоть и имеет тенденцию к небольшому росту относительно уровня 2020 года, но с большой долей вероятности останется ниже показателя 2019-го. Следовательно, потребный парк грузовых вагонов и объем их ремонтов останутся на низком уровне. Клиенты в сегодняшней ситуации не спешат ремонтировать вагоны, не задействованные в перевозках.

Высокая конкуренция из-за сложившегося переизбытка вагоноремонтных мощностей обостряет ситуацию. В текущих условиях владельцы подвижного состава диктуют цены, а вагоноремонтные предприятия вынуждены подстраиваться под сложившуюся ситуацию. При этом параллельно с падением доходов наблюдается стабильный рост цен на запасные части и материалы, энергоресурсы и услуги ОАО «РЖД» (аренда путей, подача-уборка вагонов и т. д.). Влиять на рост расходов можно лишь отчасти, так как вагоноремонт является материалоемким, трудоемким и энергоемким процессом. Все это приводит к тому, что сегодня наблюдается ситуация максимальной экономии по всем возможным статьям, в том числе и вкладыванию в содержание вагона. На мой взгляд, это может привести к ситуации, схожей с ситуацией с колесными парами, когда после массовой разделки вагонов необходимого внимания их капитальному ремонту не уделялось. Ежегодно около 300 тыс. колесных пар не проходили капремонт, а отставлялись в запас. Потребность сети восполнялась не новыми, а полуизношенными колесными парами. Настало время, когда все они пришли в негодность и потребность в капитальном ремонте возросла в разы, что привело к значительному дефициту цельнокатаных колес. С большой долей вероятности сегодняшняя ситуация с массовой экономией на ремонте вагонов, скорее всего,  в перспективе обяжет собственников нести дополнительные затраты на поддержание исправного состояния вагонов, изношенных за период экономии.

Так что выжить вагоноремонтным предприятиям сейчас очень непросто. А в будущем они еще очень понадобятся.

Дмитрий Лосев, исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий

Источник: РЖД-Партнер