27.07.2018

ФАС хочет ограничить господдержку вагоностроителей РФ

ФАС хочет ограничить господдержку на создание новых производств в профицитных отраслях промышленности. Об этом уже просили металлурги, но в рамках новой инициативы идею планируется распространить и на другие отрасли. Помимо металлургии сегодня свободные мощности есть в машиностроении, нефтепереработке, вагоно- и судостроении. Однако причины, которые к этому привели, перспективы загрузки и срок перехода от профицита к дефициту всегда разные, что, по мнению экспертов и участников рынка, затрудняет разработку единого подхода.

Доступ к господдержке расширения производственных мощностей в отраслях с «профицитными мощностями и наличием более двух производителей на территории РФ» должен быть ограничен, следует из проекта «дорожной карты» по развитию конкуренции, разработанной ФАС. В службе “Ъ” уточнили, что идея возникла в ходе обсуждения проблемы избытка мощностей в различных отраслях. Для ее реализации будут внесены изменения в закон о промышленной политике. Подготовкой поправок займется Минпромторг (там от комментариев отказались).

Но оценки того, профицитны мощности или дефицитны, в ряде отраслей меняются быстро: так, ставки на предоставление вагонов, от которых косвенно зависит стоимость нового парка, в 2015 году упали до 350 руб. за вагон в сутки, а сейчас превышают 2 тыс. руб. Поэтому вагоностроители в кризис простаивали, а сейчас в целом обеспечены заказами. По данным Infoline, их загрузка в первом полугодии составляла 56,5%, но стояли лишь заводы без достаточного оборотного капитала, в то время как остальные загружены полностью. Загрузка может рассчитываться по-разному, соглашается Владимир Беспалов: «Так, в автопроме возникает вопрос, учитывать ли законсервированные производства GM». Также собеседники “Ъ” говорят о разных причинах недозагрузки: например, в «Стане» отмечают, что увеличивать объемы производства нерентабельно.

Среди рисков ограничения господдержки источники “Ъ” называют возможность появления нового рычага давления лоббистов на других игроков рынка. Вячеслав Пронин также говорит о вероятности проблем с модернизацией.

Источник: КОММЕРСАНТ