25.05.2021

Господдержка обновления железнодорожного парка будет эффективна только при запрете устаревшей тяги и утилизации невостребованных вагонов

Деловая активность в железнодорожной отрасли постепенно начинает восстанавливаться. За первые 4 месяца текущего года по железной дороге было отправлено 415 млн т различных грузов, и это уже на 2% больше, чем за аналогичный период 2020-го. Увеличивается потребление сырьевых грузов, в том числе российских. Растут объемы отгрузки угля в направлении стран АТР, Европы, снижаются темпы отставания от 2019 года в сегменте нефтяных грузов.

По прогнозам аналитиков, рост объема погрузки по железной дороге в 2021 году составит 1,6%. Основными драйверами для железнодорожного рынка станут: наращивание объемов перевозок, планируемые меры господдержки вагоностроителей, а также высокий спрос на вагоны в некоторых сегментах рынка, например на фитинговые платформы.

В ряде сегментов довольно остро стоит вопрос обновления парка железнодорожной техники. На наш взгляд, наиболее серьезной в настоящее время является тема маневровых локомотивов, поскольку этот парк в стране сильно устарел. Субсидии могли бы существенно ускорить процесс обновления. Однако, скорее всего, такие программы господдержки будут работать только при полном запрете устаревшей тяги. Если в разумные сроки будет введен законодательный запрет на продление срока службы б/у локомотивов, как это было сделано по железнодорожным вагонам, эксплуатанты переоценят выгоды от участия в госпрограмме и будут проявлять больший интерес к новым закупкам.

Исключение имеющихся ограничений в виде требования по пригодности субсидируемых платформ также позволит существенно повысить спрос на соответствующий узкоспециализированный вид подвижного состава.

Кроме того, ввиду общей высокой загруженности сети железнодорожными вагонами становятся все более актуальны программы стимулирования утилизации старого коммерчески невостребованного парка, значительное время простаивающего и занимающего место на путях. Введение программы трейд-ин по аналогии с автомобильной отраслью позволит, кроме поддержки вагоностроителей, избежать увеличения количества вагонов на сети, что благотворно скажется на общей средней скорости движения подвижного состава.

Евгений Татаринов, коммерческий директор ГК «ВТБ Лизинг»

Источник: РЖД-Партнер