Железнодорожные грузоперевозки являются одним из ключевых маркеров развития экономики. Они наглядно отражают ее рост и замедление, переориентацию грузопотоков, рост на одних рынках и сокращение — на других. В полной мере это относится и к грузовому вагоностроению.
С учетом текущих вызовов на сети РЖД усилия производителей подвижного состава сегодня направлены на увеличение грузоподъемности и объема кузова вагонов, что обеспечит как вывоз большего объема груза в одном поезде, так и бережное отношение к инфраструктуре. Именно таким был задуман и успешно выведен на рынок полувагон модели 12-3201 от «РМ Рейл» — с осевой нагрузкой 25 тс и превосходящий аналоги за счет инновационных инженерных решений.
Грузоподъемность — выше, кузов — больше
Универсальный полувагон с разгрузочными люками модели 12-3201 на тележке с нагрузкой 25 тс получил сертификат соответствия требованиям РС ФЖТ в апреле 2025 года. Он предназначен для перевозки широкой номенклатуры грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков: насыпных, навалочных, штабельных, тарно-штучных грузов и других.
По совокупности ключевых технико-эксплуатационных параметров модель стала лучшей в сегменте люковых полувагонов:
«В вагоностроении все технические и технологические эксперименты должны быть ориентированы на максимальную надежность и безопасность подвижного состава в эксплуатации. В основе стратегии развития «РМ Рейл» — выпуск уникальных и эксклюзивных моделей, и эта ориентированность на нестандартный подвижной состав дает колоссальный опыт на всех стадиях создания нового продукта от его проектирования до серийного производства.
К числу уникальных решений в конструкции полувагона 12-3201, благодаря которым удалось достичь увеличенного объема кузова и увеличенной грузоподъемности, можно отнести:
При этом сохранена преемственность с существующей моделью полувагона — заимствована серийно выпускаемая крышка разгрузочных люков.
Ключевой трудностью, с которой мы столкнулись при разработке инновационного полувагона, стала большая доля решений, защищенных зонтичными патентами. Примечательно, что некоторые из них были даже закреплены в ГОСТе. Тем не менее конструкторы нашего инжинирингового центра нашли решения для улучшения технико-эксплуатационных характеристик полувагона 12-3201. Конечно, они потребовали значительного расширения перечня стандартных испытаний. Проведены ресурсные испытания макетов новых узлов, а также опытных образцов полувагона. Проводились ресурсные испытания для подтверждения увеличенного срока службы — 32 года — и испытания на вагоноопрокидывателе. Все испытания новый полувагон прошел успешно, и, что немаловажно, обеспечена патентная чистота уникальных конструктивных решений».
«РМ Рейл» — традиционный лидер специализированного вагоностроения. Однако решение о создании топовой модели в сегменте массового подвижного состава обусловлено ощутимой турбулентностью, в которую входит отрасль в целом и железнодорожные грузоперевозки как один из ее ключевых сегментов.
Из общего количества вагонов на сети, которое сегодня оценивается в 1,4 млн единиц, на полувагоны приходится 47% . Это самый массовый вид подвижного состава на сети и в производстве. Тренд сохраняется и сейчас: за пять месяцев 2025 года выпущено 26 тыс. единиц грузового подвижного состава, почти половина из них — полувагоны.
Для сравнения: за аналогичный период прошлого года их доля была ощутимо меньше — 38%. Еще один важный нюанс: выпуск полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс сократился на 36%. На фоне сокращения спроса на типовые полувагоны, а также на хопперы, которые были одним из драйверов рынка в 2023–2024 годах, инновационный полувагон с лучшими характеристиками — базовое предложение, актуальное в любой ситуации.
Дмитрий Нарежный, руководитель департамента маркетинга «РМ Рейл»:
«Полувагон «РМ Рейл» с осевой нагрузкой 25 тс окончательно утверждает новые тенденции на рынке вагоностроения и грузоперевозок. Теперь это уже не инновации, а стандарт. Мы видим большой интерес клиентов к подвижному составу 25 тс и продолжаем реализацию стратегии, заявленной несколько лет назад: наш модельный ряд вагонов на cсобственной тележке с осевой нагрузкой 25 тс будет увеличиваться.
Рынок подтверждает правильность этого решения: спрос на полувагоны на тележке 23,5 тс ощутимо снижается, но модели на тележке 25 тс по-прежнему востребованы. Если говорить о более дальнем горизонте планирования, то мы видим стабильный спрос на инновационные полувагоны, который значительно возрастет с 2031 года для восполнения больших объемов выбытия парка. В условиях высокой загруженности железнодорожной сети задача повышения эффективности грузоперевозок наиболее актуальна. Замещение морально устаревшего парка на новые полувагоны с улучшенными характеристиками — один из элементов решения этой проблемы».
Справка:
«РМ Рейл» — интегрированный производитель грузовых железнодорожных вагонов и контейнеров полного цикла, один из ведущих в России и странах СНГ с долей рынка 18% по выпуску грузового подвижного состава и 25% — специализированного парка. Мощности компании объединяют инжиниринговый центр, производственную базу, литейный комплекс, бизнес по ремонту подвижного состава, что позволяет обеспечивать полный жизненный цикл изделий — от разработки до обслуживания. В номенклатуре выпускаемой продукции свыше 110 сертифицированных моделей вагонов, включая специализированные вагоны из алюминиевых сплавов, не имеющие аналогов в отечественном вагоностроении, изотермический подвижной состав, а также нефтехимическое оборудование.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности