15.05.2019

Колесо докатилось из Китая

Министерство промышленности и торговли РФ выделило первые квоты на ежегодную поставку 200 тыс. цельнокатаных колёс (цкк) на период с 2019 по 2021 год. Покупка импортных колёс должна создать предпосылки для снижения операторских ставок.

Как стало известно «Гудку», первыми получателями квот Минпромторга стали российские ООО «НИИ Трансмаш» и ООО «Гарант Рейл Сервис» (ГРС).

ООО «НИИ Трансмаш» провело сертификацию цельнокатаных колёс производства Taiyuan Heavy Industry Co., Ltd (КНР). Совокупный объём поставок в адрес НИИ на 2019 год составит до 100 тыс. единиц. Уже осуществлена приёмка 6 тыс. дисков, из которых 1,5 тыс. поставлены на территорию РФ.

Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин рассказал «Гудку», что «первая партия с колёсами из восьми крытых вагонов отгружена в адрес холдинга «Новая вагоноремонтная компания». Стоимость на рынке дисков колёсных пар, которые предлагает НИИ «Трансмаш», варьируется от $1 тыс. до $1,1 тыс. без НДС после растаможки в порту Санкт-Петербурга», – сказал он.

Цена на российское колесо, по данным «БалтТрансСервиса, доходит до 200 тыс. руб.

ГРС также получила сертификат на колёса китайского производства и заключила трёхлетний контракт с Maanshan Iron & Steel Co,. Ltd. (КНР) на поставку дисков. На 2019 год запланирован импорт 24 тыс. колёс. В договор также включены техническое задание, программа и методика приёмо-сдаточных испытаний, схема погрузки и размещения в контейнерах. Доставка первой партии планируется в июне текущего года в количестве 2 тыс. ЦКК.

На текущий год у ГРС запланировано порядка 40 тыс. ремонтов, для которых потребуется 70 тыс. колёсных пар. В связи с этим ЦКК китайского производства будут обеспечиваться ремонты вагонов клиентов компании.

По мнению основателя ООО «Вторчермет-Находка», специализирующегося на продаже запчастей к вагонам, Артура Нурмухамедова, импорт китайских ЦКК в пределах 200 тыс. единиц не совершит революцию на рынке.
«Эти комплектующие уже фактически распределены между крупными операторскими компаниями, указанный объём просто не попадёт на рынок и, соответственно, никак не повлияет на ценообразование. Реально повлиять на спрос на такие запчасти может сокращение производства подвижного состава. Если снизится спрос на вагоны, производителям придётся корректировать планы закупок, на рынке появятся дополнительные объёмы цельноката и его дефицит будет значительно снижен, цены на колёса пойдут вниз», – подчеркнул эксперт.
«На текущий год предоплата производителям отправлена, и мы ожидаем появления на рынке 40 тыс. новых полувагонов. Однако в 2020 году ситуация изменится. Основная грузовая база для полувагонов – уголь. С начала этого года мировые цены на энергетический уголь существенно снизились, на некоторых экспортных направлениях – вдвое, и «Гудок» писал об этом в апреле. Экспортёры, скорее всего, умерят аппетиты в период не самой благоприятной рыночной конъюнктуры. По нашим оценкам, производство полувагонов в следующем году снизится до 50%», – рассказал Артур Нурмухамедов.

Он также полагает, что снижение цен на колёса создаст предпосылки для сокращения объёма операторских ставок.

Потребность в колёсных парах для планового и внепланового ремонта на начало мая 2019 года составляет 24,4 тыс. единиц.

Денис Семёнкин считает, что квоты на 200 тыс. колёс, выделенные Минпромторгом, существенно уменьшат дефицит, но только при условии, если не будут приостановлены поставки украинского производителя – «Интерпайп».

Напомним, что в России с 2018 года действуют заградительные пошлины на украинские колёса, но ограничения не исключают поставку данной продукции на территорию страны.
«У нас есть случаи простоя вагонов по два месяца в ожидании дисков колёсных пар. Вызвано это ростом объёмов производства у вагоностроителей, соответственно, часть дисков они забирают с рынка. На сегодняшний день средняя цена на колёсные пары СОНК («старая ось – новые колёса») без НДС достигает в среднем по России 220 тыс. руб., с начала года цены выросли почти на 10%», – заметил Денис Семёнкин.

Он добавил, что после того как китайские диски появятся на рынке, можно предположить некоторую осторожность по отношению к ним покупателей.
«Ведь всем будет важно, чтобы диски поработали какое-то время, чтобы убедиться в их надёжности и в том, что не будет образовываться какая-то неисправность», – резюмировал эксперт.

Отметим, что для снижения дефицита запасных частей грузовых вагонов принимается ещё ряд мер.

Так, российское ООО «Транс Ресурс» и казахский ТОО «Проммашкомплект» заключили договор на поставку 80 тыс. ЦКК в 2019 году. Отправка первой партии запланирована на август текущего года. По словам Дениса Семёнкина, казахский производитель пока так и не начал отгрузку дисков в РФ, потому что первым делом Казахстан обеспечивает свои потребности. «Говорят, что в Казахстане есть административный запрет на отгрузку дисков, пока не будут закрыты потребности внутреннего рынка», – заметил он.

Импорт является временной мерой. Российские производители тоже работают над увеличением производственных мощностей. Они увеличили производство ЦКК на 165 тыс. единиц, в том числе в АО «ОМК» – на 100 тыс., в ОАО «Евраз НТМК» – на 65 тыс.

Во втором полугодии 2019 года АО «ТД РЖД» планирует провести тендер на поставку 15 тыс. ЦКК для вагоноремонтных предприятий, расположенных в пределах железных дорог Восточного полигона.

Денис Семёнкин сообщил «Гудку», что крупнейшими грузополучателями ЦКК в марте и апреле стали АО «ВРК-1», АО «ВРК-2», АО «ТВСЗ», АО «НПК Уралвагонзавод» и ООО «Лесстройторг».

Источник: ГУДОК