18.02.2025

Контейнерные перевозки на сети РЖД растут за счёт вагонов

В январе 2025 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было перевезено 682,3 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU). Это на 9,8% больше, чем за январь 2024 года. В том числе во внутреннем сообщении отправлено 253,8 тыс. ДФЭ (-0,5%). Рост отмечается даже месяц к месяцу. Так, в январе 2025 года РЖД отчитались об увеличении перевозок контейнеров на 7%.

Подсчитали в РЖД и во сколько раз удалось нарастить перевозки контейнеров за последние годы. За шесть лет отправки экспортных грузов в контейнерах выросли в 1,5 раза. Об этом сообщил замглавы РЖД Дмитрий Мурев на итоговом заседании правления монополии.

По словам топ-менеджера РЖД, такие результаты были достигнуты за счёт расширения номенклатуры грузов, перевозимых в контейнерах, и увеличения количества терминалов по работе с ними. Говоря о тенденциях, Дмитрий Мурев обратил внимание на рост перевозок грузов в контейнерах в порты Северо-Запада и напомнил об имеющемся потенциале МТК «Север — Юг».

Активнее всего они передвигаются с дальневосточного направления в адрес Европейской части России. Ежесуточно оттуда отправляется с контейнерами в полувагонах восемь поездов. Потом «конты» перегружаются и следуют уже в зависимости от места назначения, по Западно-Сибирской, Свердловской и Красноярской железным дорогам. Значительный рост контейнерных перевозок говорит и о стабильном положении логистики, и об укреплении позиций РЖД как крупного игрока в этом сегменте перевозок.

Из факторов, влияющих на позитивную статистику, можно отметить расширение международных связей, увеличение товарооборота, развитие инфраструктуры и экономичность «ящиков». Всё это вкупе тянет перевозки контейнеров вверх, в большей степени на экспортных направлениях. Однако есть исключения. Подробности — в материале Vgudok.


Источник: ИПЕМ.

Рост грузовой базы наблюдается, но увеличение идёт на экспортно-импортных направлениях. Внутрироссийские перевозки растут незначительно. Хотя контейнерные площадки по стране открываются, но прибыли это не даёт, рассказал Vgudok заместитель председатель А ОЖдПС Денис Семёнкин.

«Импорт растёт за счёт стран Юго-восточной Азии и Китая. Россия переключилась по импорту именно на Китай. От основных рынков потребления он находится далеко. Это если говорить об основных рынках потребления, то это Москва, Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород. Все города находятся в западной части страны. Возить на автомобильном транспорте дорого. Поэтому с Китаем импорт возится, прежде всего, контейнерными поездами. Это и дало рост «Российским железным дорогам».

Вторая причина прибытка — это перегрузка контейнеров. На Западно-Сибирской дороге контейнеры перегружаются из полувагонов на фитинговые платформы, что даёт повторную погрузку одного и того же груза. Вот такая хитрость, которая влияет на погрузку.

Третья причина — порожние контейнеры, которые тоже засчитываются в погрузку. Таким образом, потенциал роста на сегодняшний день практически полностью исчерпан. Импорта сколько везём, но уже больше не можем. Экспорт в контейнеры как можно было максимально уже засунули. Уголь с металлом туда не положишь. Поэтому рост не будет ни в экспортном, ни в импортном сообщении.

Европа маловероятно, что через нас сейчас поедет. Конечно, потенциал контейнеров во внутреннем сообщении тоже есть, но РЖД вместе с Минтрансом ничего не предпринимают в этом вопросе. У нас сегодня подъездные пути должны специально получать разрешения для того, чтобы принимать контейнеры. В итоге внутри России практически никаких перевозок нет. А сам рост идёт за счёт импорта из Китая.

Если завтра всё-таки начнут грузы возить контейнеры морскими судами в порты Санкт-Петербург и Новороссийск, а дальше раскидывать автотранспортом до ближайших центров потребления, то весь этот импортный поток по железным дорогам резко сократится, и они получат серьёзное падение. Думаю, что это может случиться уже в конце этого года», — заключает эксперт.

Ранее замминистра транспорта РФ Алексей Шило сообщал, что объём перевозок контейнеров по сети РЖД в 2024 году вырос почти на 6% по сравнению с предыдущим годом и достиг рекордных 7,9 миллиона TEU (в двадцатифутовом эквиваленте, ДФЭ). РЖД к 2030 году планируют увеличение контейнерных перевозок на треть — до 10 миллионов TEU.

Контейнеры растут за счёт внутреннего переключения — грузы переключаются из вагонов в ящики. За счёт этого и виден прирост. То есть это не плюс к грузовой базе, рассказал Vgudok президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

«Контейнерные перевозки сегодня имеют определённое преимущество перед вагонными при планировании движения. Кроме того, для некоторых грузов переключение из вагонов в «конты» идёт снижение по классности. То есть груз третьего класса помещают в контейнеры уже второго класса. Грузоотправитель получает некую экономическую выгоду. За счёт этих факторов и видно переключение внутри имеющейся грузовой базы смены вида транспортировки с вагона на контейнер.

Надо понимать, что на контейнеры переключаются в основном мультимодальные грузы, международные перевозки — это первый фактор, который на рост влияет. У нас доступ к грузу ограничен: то, что погрузили в контейнер, там и лежит, и доступа к нему нет.

Улучшается вся схема транспортировки, например, на внутренних направлениях. Груз идёт по времени более чётко, если есть выделенные нитки контейнерных поездов, по которым всё движется. И операторы этого рынка сегодня достаточно лояльны к привлечению грузовой базы, поскольку строят очень много логистических центров, которые нужно загружать.

При этом все контейнеры стремятся к тому, чтобы у них был баланс в экспорте и импорте. Так просто удобнее управлять парком. Но надо отметить и то, что у нас растут внутренние контейнерные перевозки. Плюс роль играет переключение классности перевозки: в вагоне третий, в контейнере второй», — заключает наш собеседник.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС.

Источник: VGUDOK