В России растёт добыча угля: по данным Росстата, за девять месяцев 2023 года она составила 315 млн тонн, что на 0,9% больше показателя за аналогичный период 2022-го. Несмотря на санкции со стороны Европы и прогнозы о том, что спрос на уголь во всём мире будет падать, спрос на российские полезные ископаемые не упал, но поменял направления.
Из-за недостатка провозных мощностей на российской железной дороге часть угля, которую до введения санкций везли в Европу по суше или транспортировали в регион через северо-западные порты, не смогли перенаправить на юг или восток, отмечают эксперты. В том числе по суше уголь ранее шёл в Польшу и на Украину.
На Европу приходилась значительная часть угольного экспорта: по данным Минэнерго, в ЕС в 2021 году было поставлено 48,75 млн тонн российского угля, или примерно пятая часть всего экспорта. Место России на рынке европейского угля заняли в основном Южная Африка, Колумбия и менее крупные производители — Танзания и Ботсвана, отмечает МЭА. Третий крупнейший производитель угля — Индонезия, которая в начале года запретила экспорт, также возобновила поставки в Европу», — отметила в беседе с vgudok.com генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика», доктор технических наук, общественный бизнес-омбудсмен Москвы по международной логистике Алевтина Кириллова.
По её словам, в 2022 году спрос на уголь в мире впервые в истории достиг 8,025 млрд тонн, что на 1,2% выше, чем годом ранее. В основном это произошло благодаря росту спроса на энергоуголь со стороны электростанций как в Индии и Китае из-за жаркой погоды, так и в Европе.
В Европе в этом году начали больше загружать угольные ТЭС на фоне высоких цен на газ и ремонтных работ на АЭС во Франции. Но в следующие три года спрос на уголь останется примерно на том же уровне, а дополнительная потребность в электроэнергии будет на 90% покрываться из возобновляемых источников.«В 2022 году вывезти на восток удалось не весь уголь, готовый к экспорту. Мощности Восточного полигона (БАМ и Транссиб), которые находятся в процессе расширения, пока недостаточны, чтобы провезти уголь и другие товары, попавшие под западные санкции. Кроме того, в марте 2022 года были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки по сети РЖД перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Документ фиксирует в качестве стратегических целей ТЭК содействие социально-экономическому развитию России, а также укрепление и сохранение позиций в мировой энергетике. Новая энергостратегия России до 2050 будет учитывать уже переход страны к углеродной нейтральности в 2060 году», — продолжает г-жа Кириллова.
По словам старшего вице-президента по операционной деятельности и GR ГК «Дело» Дениса Илатовского, за последние два года доля парка повышенной грузоподъёмности, который перевозит уголь в порты, снизилась с 58 до 52%, что привело к потере 1 млн тонн годового экспорта.
«Средняя загрузка вагона, который приезжает в порты России, снизилась на 0,35 тонны. Казалось бы, ерунда. В каждом вагоне на 0,35 тонны вы отправляете меньше, портовики получают меньше. Но это, в общем-то, 1 млн тонн, и для страны это 100 млн долларов по крупному счёту, которые недозаработали угольщики, железнодорожники, портовики», — уверен г-н Илатовский.
Он отметил, что если бы удалось привлечь к экспортным перевозкам 25 тысяч произведённых в стране за два года инновационных вагонов, то это дало бы прибавку к экспорту ещё в 2 млн тонн. Но эти вагоны отправились на внутренние перевозки, где грузоподъёмность не так важна, как на портовых направлениях, или под другие грузы.
Действительно, инновационные вагоны всё чаще используют под другие грузы. По словам заместителя начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилла Никода, если раньше при эксплуатации инновационных вагонов упор делался на перевозку угля в полувагонах, то сегодня на фоне высокого спроса активнее перевозятся строительные грузы, удобрения и руды в связи с перенаправлением на маршруты с более длинным плечом. Ожидается, что грузовая база перевозок в инновационных вагонах будет более диверсифицирована.
«Железная дорога уже три года стабильно перевозит на экспорт 189 млн тонн угля по всей стране, но при более грамотном использовании инновационного подвижного состава объёмы можно было бы увеличить до 192 млн тонн», — сказала vgudok.com Алевтина Кириллова.
По словам г-жи Кирилловой, в конце прошлого года российское вагоностроение, столкнувшись с дефицитом подшипников инновационных вагонов, вернулось к производству типовых полувагонов.
«Дефицит кассетных подшипников привёл не только к остановке выпуска инновационных вагонов, но и к тому, что покупатели в условиях неопределённости со сроками восстановления поставок переориентировались на типовой парк», — отметила наша собеседница.
Впрочем, источники vgudok.com в угольной и логистической отрасли видят ситуацию куда более прозаично, считая источником проблемы исключительно угольщиков. По их словам, именно диспетчеры грузоотправителя угля сортируют какие вагоны куда отправлять, и диспетчеры угольщиков стали в последние годы стали хуже подбирать вагоны по направлениям на погрузке.
Но не все грузоотправители готовы сегодня полностью перейти на инновационный подвижной состав, в большей степени это относится к конкретным кольцевым маршрутам», — отметила Алевтина Кириллова.
Тем временем, по прогнозам, если в 2023 году потребление угля оценивается в 8,39 млрд тонн, то в базовом варианте к 2030 году эта цифра составит 8,60 млрд тонн, а в оптимистическом — 8,86 млрд тонн. При этом ожидается сокращение импорта в Китай, однако появятся возможности для экспорта российского коксового угля в Индию.
Конечно, можно оставить в покое Восточный полигон и отправить уголь на экспорт через Северо-Запад, но с учётом дисконта на эти полезные ископаемые как бы России не пришлось ещё и доплачивать покупателям. Будет как история с кабачками осенью — просто возьмите. А история с диспетчерами угольных компаний вызывает искреннее недоумение и желание прояснить ситуацию. Впрочем, представители угольной отрасли отказались от комментариев, будем ждать их версии происходящего.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности