23.10.2020

Любое ценовое регулирование на свободном рынке чревато для всех потерями

Мы считаем, что вмешательство в рыночные условия и регулирование цен производителей не совсем правильно, даже с учетом того, что рынок железнодорожных колес в России характеризуется ограниченным количеством производителей на нем, а точнее, двумя производителями – Выксунским заводом (входит в ОМК) и Нижнетагильским металлургическим заводом (входит в группу «Евраз»).

В 2019 году под влиянием нескольких факторов сложилась ситуация острой нехватки железнодорожных колес, в результате чего высокий спрос стал подталкивать отпускные цены на колеса. Это в результате стало основанием для разбирательств со стороны ФАС. Однако в 2014–2016 гг., когда на рынке наблюдался переизбыток колес, цены производителей снижались. Почему-то этот факт не привлек внимание ФАС.

Мы считаем, что рынок сам должен найти баланс, в результате которого установится нормальная цена, устраивающая все стороны. Регулирующие органы и профильные министерства должны прибегать не к ценовому регулированию, а к стимулированию производства для удовлетворения спроса. И для этого можно приоткрыть существующие заградительные меры для китайского или украинского импорта колес.

Любое ценовое регулирование на свободном рынке чревато потерями для всех, в том числе для тех, кто это регулирование упорно лоббирует. ФАС в этой ситуации откликается на жалобы транспортных железнодорожных компаний, которые вынуждены покупать колеса по высокой цене. Металлурги же в данной ситуации просят ФАС не вмешиваться. В такой ситуации для удовлетворения возросшего спроса целесообразно допустить на российский рынок иностранных производителей железнодорожных колес – Китай и Украину.

Илья Макаров, директор группы корпоративных рейтингов АКРА

Источник: РЖД-Партнер