20.06.2025

Машиностроителям нужна поддержка для рывка

Отечественным предприятиям транспортного машиностроения приходится отвечать на вызовы, обусловленные геополитической и экономической турбулентностью. Совершенствовать технологии и переходить на новые ступени развития машиностроителям, в том числе вагоностроителям, могут помочь только системные меры поддержки.  

Ставки высоки

Прошлый год был благоприятным для отрасли российского вагоностроения. Так, в 2024-м загрузка мощностей ПАО «НПК «Объединённая вагонная компания» (ОВК) была на рекордном уровне. При мощности в 20 тыс. со стапелей предприятия сошло 19,7 тыс. вагонов.

За прошлый год компания увеличила объёмы выпуска по всем видам подвижного состава: производство полувагонов выросло на 11% в сравнении с 2023-м, вагонов-хопперов – на 12%, а выпуск вагонов-цистерн увеличился на рекордные 122,2%.

«Фактически каждый восьмой вагон, который сейчас обращается на сети ОАО «РЖД», выпущен ПАО «НПК ОВК». Также компания в 2024 году выполнила все контрактные обязательства в срок и в полном объёме», – рассказала «Гудку» генеральный директор ПАО «НПК «Объединённая вагонная компания» Ирина Ольховская.

Но в текущем году произошли колоссальные изменения. Производители подвижного состава столкнулись с серьёзным профицитом и снижением заказов от покупателей. Кроме того, отраслевые эксперты отмечают, что в настоящее время стоимость финансирования лизинговых сделок, в том числе на покупку подвижного состава, носит запретительный характер – она достигает 25–30%. Столь высокая стоимость заёмных средств вынуждает рынок приостанавливать и отменять реализацию инвестиционных проектов и научно-изыскательских работ, что ведёт к дополнительным сложностям в машиностроительной отрасли.

«Такое положение дел характерно и для добывающих и перерабатывающих предприятий, обеспечивающих заказами смежные секторы экономики, – подчеркнула Ирина Ольховская. – Нивелировать этот аспект может ЦБ РФ путём снижения ключевой ставки. По оценке специалистов, максимально допустимый уровень для поддержки возможности развития отрасли – 17–18%».

Мировая рыночная конъюнктура влияет на погрузку

Вагоностроительная отрасль напрямую зависит от развития добывающих и перерабатывающих предприятий. Основной спрос на подвижной состав формируют грузоотправители продукции угольной, горнодобывающей и горнорудной отраслей, которая перевозится в полувагонах. В частности, каменный уголь составляет около 50% перевозимых грузов, минерально-строительные материалы – примерно 20%, а руды – около 15%. Значительная доля приходится на металлургическую продукцию.

Падение мировых цен на сырьевые ресурсы привело к сокращению погрузки на сети ОАО «РЖД». Прежде всего зерна, чёрных металлов, каменного угля, минерально-сырьевых материалов и нефтяных грузов. За 5 месяцев 2025-го потери погрузки к аналогичному периоду прошлого года составляют 37 млн тонн. При этом объём не востребованных к перевозке вагонных парков пропорционален объёму вывозимой грузовой базы.

«Это привело к тому, что в условиях серьёзного дефицита провозной способности экспортных направлений профицитный порожний парк занимает востребованную железнодорожную инфраструктуру, только обостряя этот дефицит», – подчёркивает Ирина Ольховская. На сегодняшний день в отстое по причине отсутствия грузовой базы находится 15% рабочего вагонного парка – 184 тыс. вагонов, которые занимают более 2,5 тыс. км железнодорожных путей.

Таким образом, все вышеперечисленные факторы напрямую влияют на рынок, поскольку все отрасли взаимосвязаны и создают заказы смежным. При этом предприятия обязаны продолжать свою непрерывную деятельность, обеспечивая занятость и социальную защиту работников, а также гарантированную и стабильную выплату заработной платы.

Сложившаяся непростая ситуация характерна для многих отраслей, поэтому необходимо формирование консолидированной позиции всех участников рынка и системное взаимодействие бизнеса с государством.

Заместитель главы администрации президента РФ Максим Орешкин в недавнем выступлении отметил: «В последние годы мы наблюдаем активный экономический рост. Россия стала первой экономикой Европы и четвёртой в мире, если оценивать по паритету покупательной способности. Но этот рывок в значительной степени произошёл благодаря тому, что был активизирован спящий, незадействованный потенциал экономики. Прежде всего кадровый и производственный. Эта модель роста себя исчерпала». По его словам, теперь нужно двигаться вверх, на следующую технологическую и организационную ступень.

Источник: ГУДОК