27.09.2019

Много проблем при смене подшипника

Статистика поведения кассеты в инновационных вагонах действительно неплохая, по сравнению с роликовыми подшипниками на тележках типа 2. С другой стороны, какой бы то ни было достоверной статистики  поведения кассетных подшипников в тележке типа 2, в старых тележках, которым по 20 или 15 лет, нет. Так же, как нет статистики поведения роликовых подшипников в инновационных тележках.

Вся статистика строится на количестве отцепок вагонов. При этом в публичной сфере не говорится о том, что у нас по ролику отцепляется всего 4%. Не 60%-70%, как по колесной паре, а 4%. И сейчас эта ситуация накаленная – по сути, речь здесь идет всего о 4% отцепов в ТОР. При этом очевидно, что до 0%, если заменить - вместо ролика поставить кассету, это количество не снизится. Кассета тоже будет отцепляться в ТОР.

При этом процент отцепки кассет в ТОР вырастет по сравнению с кассетой в инновационном подшипнике, потому что сама конструкция тележки подразумевает значительные нагрузки на все ее ходовые части. И если мы смотрим колесную пару, то колесная пара на инновационной тележке в 4 раза дольше живет, чем в тележке типа 2 за счёт конструктивных особенностей. И поведение кассетного подшипника в такой тележке при массовой замене также будет приводить к ТОРам. Есть еще статистика. По кассете отцепляют 2/3 отцепов в зимнее время. Там есть определенные нюансы с низкими температурами работы кассеты. Поэтому, если ее массово начать поставлять на тип 2, соответственно в зимний период времени мы получим приличный рост отцепок кассет.

Ну и конечно, впечатляет закон о техническом регулировании, поскольку у нас в законодательстве четко прописано, что подшипник- это элемент безопасности. И простая замена подшипника без определенной сертификации невозможна. Соответственно, надо сертифицировать достаточное количество моделей, которые сейчас есть на рынке, и только после этого можно говорить о том, что нормативно разрешена вот такая замена.

То есть достаточно много проблем, при этом плюсов очевидных пока не просматривается. Если вставлять в модель стоимости жизненного цикла замену ролика на кассету, у владельцев вагонов будет минус, а не плюс. Тем более, что стоимость замены надо выложить сразу. Невозможно при этом и  лизинговую компанию привлечь. Фактически сразу эта нагрузка упадет на пользователей железнодорожного транспорта, они ее получат рикошетом.

Но на мой взгляд все-таки этот вопрос превысил критический  градус, информация дошла до лиц, которые будут принимать решения, и все-таки скорее будет принято более взвешенное, спокойное решение. И мне кажется, решение о такой массовой срочной замены не будет принято на совете в Минске.

Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ

Источник: РЖД-Партнер