11.12.2019

Мобильная жизнь, мобильные грузы

Сегодня уже более 80 процентов действующих клиентов дороги используют электронную подпись при работе в автоматизированной системе Электронная транспортная накладная (ЭТРАН).

Интервью с Игорем Вараюнем, главным инженером Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания

– Игорь Робертович, насколько я помню, первые электронные транспортные накладные были оформлены у нас сравнительно недавно. А сегодня без ЭТРАН уже невозможно представить работу отрасли!

– Если точнее, первые шаги по автоматизации перевозочного документооборота на ЮУЖД были сделаны 1 апреля 2004 года, а документы с электронной подписью начали офрмлять в 2008 году. И за эти годы действительно было сделано многое. В настоящий момент система способна выполнять ­функции, которые тогда, в самом начале, даже разработчики не могли вообразить причём в самых смелых мечтаниях.

Качественный прорыв стал возможным благодаря тому, что все эти годы работа по автоматизации операций в компании шла последовательно и целенаправленно. Сегодня, с появлением цифровых инноваций и с учётом применения процессного подхода, который позволяет провести оценку всей сквозной цепочки оказания транспортно-логистической услуги, этот процесс идёт ещё интенсивнее.

В первую очередь РЖД уделяет внимание оцифровке процессов, непосредственно связанных с привлечением грузовой базы и ростом удовлетворённости клиентов. Поэтому акцент сделан на раз­витии электронных каналов продаж и автоматизации операций на стыке взаимодействия с клиентом. Их поддержка синхронно обеспечивается автоматизацией внутренних процессов: для этого совершенствуются действующие производственные системы, проводится роботизация отдельных операций в процессах оформления документов, связанных с перевозкой грузов.

Так, большое внимание уделяется развитию элект­ронного документооборота. Что касается сети дорог, то масштабы применения электронного обмена данными можно проиллюстрировать несколькими цифрами. Сегодня, например, в автоматизированной системе ЭТРАН с применением электронной подписи работают свыше 5000 предприятий. В среднем в месяц по всем дорогам оформляется около 7,5 миллиона документов, связанных с перевозкой грузов, при этом с электронной подписью около 5 миллионов документов.

– А как обстоят дела на Южно-Уральской железной дороге?

– В автоматизированной системе ЭТРАН с применением электронной подписи сегодня работают более 800 внешних предприятий и все структурные подразделения Южно-Уральской железной дороги, или порядка 83 процентов всех действующих клиентов, имеющих единый лицевой счёт по ЮУЖД. Также надо подчеркнуть, что компании, обеспечивающие порядка 98 процентов всей по­грузки дороги, работают именно по безбумажной технологии. В среднем в месяц по ЮУЖД оформляется с электронной подписью свыше 300 тысяч документов, связанных с перевозкой грузов, в том числе заявки на перевозку грузов, ведомости подачи и уборки вагонов, накладные по отправлению и по прибытию. Общий же уровень внедрения ЭОД на дороге по оформлению документов в электронном виде составляет 77,9 процента при среднем уровне внедрения по сети дорог 75,1 процента.

– Я правильно понимаю, что эта цифра была достигнута именно в 2019 году, причём за счёт расширения сферы применения электронного документооборота?

– Совершенно верно. В 2019-м мы действительно смогли предложить клиентам целый ряд новых сервисов. Так, мы впервые начали подписывать электронной подписью (ЭП) памятки приёмосдатчика формы ГУ-45 ВЦ и акты общей формы ГУ-23 ВЦ. Также был осуществлён переход на оформление в электронном виде без дублирования накладными на бумажных носителях экспортных перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении по накладным российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (РФПЖС) и накладным СМГС в направлении Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, а также накладным внутреннего сообщения, оформляемым при экспорте через морские порты Российской Федерации.

– А ещё два года назад у вас появился «Автоагент»… Что это такое?

– Это технология автоматического оформления перевозочных документов на перевозку порожних грузовых вагонов. Мы перешли на работу с «Автоагентом» в 2018 году. Начинали с оформления полувагонов. В начале 2019-го этот перечень был расширен, к списку добавились платформы, зерновозы, думпкары, цементовозы, цистерны. Плюс к этому с 15 октября начато автоматическое раскредитование перевозочных документов. А на 2020 год запланирован переход на автоматическое оформление перевозочных документов уже на гружёные вагоны.

– Раз уж вы заговорили о планах… Какие ещё новинки появятся в следующем году?

– В данный момент идут работы по реализации сразу нескольких функциональных возможностей. Мы планируем, например, перейти на электронное согласование и утверждение схемы размещения и крепления груза. Также электронным должно стать оформление приёмосдаточного акта на выдачу контейнера, груза из контейнера, приём контейнера и платы за пользование контейнером. Заработает «Электронный претензионист» – перспективная технология, которая, как мы надеемся, позволит в перспективе исключить участие человека в рассмотрении определённых видов претензий.

Одновременно с этим идёт реинжиниринг системы ЭТРАН. Уже введён в эксплуатацию новый программно-технический комплекс серверов и программное обеспечение НП АС ЭТРАН, которое работает по технологии веб-клиента. А это значит, что система стала кросс-платформенной, и в дальнейшем с ней можно будет работать с использованием популярных интернет-браузеров.

Будут расширены и информационные сервисы для пользователей услуг транспорта. Так, увеличится функционал раздела «Грузовые перевозки» корпоративного сайта ОАО «РЖД». Помимо этого, будут расширены возможности «Личного кабинета клиента» в сфере грузовых перевозок. В этом виртуальном кабинете уже сегодня можно рассчитать стоимость перевозки, дополнительных услуг, посмотреть состояние лицевого счёта (причём с возможностью сформировать счёт на оплату). А вскоре здесь можно будет, например, оформить и подписать документы (ф. ГУ-2б, ф. ГУ-23, ф. ГУ-45, ф. ГУ-46, ф. ФДУ-92, ФПУ-26), сделать заявку на оказание дополнительных услуг, пополнить единый счёт и направить претензию. И, кстати, уже введено в эксплуатацию в Apple Store, Google Play мобильное приложение «РЖД-ГРУЗ», предоставляющее всю функциональность личного кабинета на мобильных устройствах.

Конечно, активное внедрение цифровых технологий накладывает определённый отпечаток на интенсивность нашей работы. Однако все работники ТЦФТО чётко понимают: развитие цифровых каналов продаж – это наиболее перспективное направление, и мы не имеем права отставать в этом вопросе. Ведь новые технологии не только «приблизят» к нам клиента, сделают его работу удобнее, но и, в конечном итоге, позволят компании увеличить доходы.

Источник: ГУДОК