Сегодня уже более 80 процентов действующих клиентов дороги используют электронную подпись при работе в автоматизированной системе Электронная транспортная накладная (ЭТРАН).
Интервью с Игорем Вараюнем, главным инженером Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания
– Игорь Робертович, насколько я помню, первые электронные транспортные накладные были оформлены у нас сравнительно недавно. А сегодня без ЭТРАН уже невозможно представить работу отрасли!
– Если точнее, первые шаги по автоматизации перевозочного документооборота на ЮУЖД были сделаны 1 апреля 2004 года, а документы с электронной подписью начали офрмлять в 2008 году. И за эти годы действительно было сделано многое. В настоящий момент система способна выполнять функции, которые тогда, в самом начале, даже разработчики не могли вообразить причём в самых смелых мечтаниях.
Качественный прорыв стал возможным благодаря тому, что все эти годы работа по автоматизации операций в компании шла последовательно и целенаправленно. Сегодня, с появлением цифровых инноваций и с учётом применения процессного подхода, который позволяет провести оценку всей сквозной цепочки оказания транспортно-логистической услуги, этот процесс идёт ещё интенсивнее.
В первую очередь РЖД уделяет внимание оцифровке процессов, непосредственно связанных с привлечением грузовой базы и ростом удовлетворённости клиентов. Поэтому акцент сделан на развитии электронных каналов продаж и автоматизации операций на стыке взаимодействия с клиентом. Их поддержка синхронно обеспечивается автоматизацией внутренних процессов: для этого совершенствуются действующие производственные системы, проводится роботизация отдельных операций в процессах оформления документов, связанных с перевозкой грузов.
Так, большое внимание уделяется развитию электронного документооборота. Что касается сети дорог, то масштабы применения электронного обмена данными можно проиллюстрировать несколькими цифрами. Сегодня, например, в автоматизированной системе ЭТРАН с применением электронной подписи работают свыше 5000 предприятий. В среднем в месяц по всем дорогам оформляется около 7,5 миллиона документов, связанных с перевозкой грузов, при этом с электронной подписью около 5 миллионов документов.
– А как обстоят дела на Южно-Уральской железной дороге?
– В автоматизированной системе ЭТРАН с применением электронной подписи сегодня работают более 800 внешних предприятий и все структурные подразделения Южно-Уральской железной дороги, или порядка 83 процентов всех действующих клиентов, имеющих единый лицевой счёт по ЮУЖД. Также надо подчеркнуть, что компании, обеспечивающие порядка 98 процентов всей погрузки дороги, работают именно по безбумажной технологии. В среднем в месяц по ЮУЖД оформляется с электронной подписью свыше 300 тысяч документов, связанных с перевозкой грузов, в том числе заявки на перевозку грузов, ведомости подачи и уборки вагонов, накладные по отправлению и по прибытию. Общий же уровень внедрения ЭОД на дороге по оформлению документов в электронном виде составляет 77,9 процента при среднем уровне внедрения по сети дорог 75,1 процента.
– Я правильно понимаю, что эта цифра была достигнута именно в 2019 году, причём за счёт расширения сферы применения электронного документооборота?
– Совершенно верно. В 2019-м мы действительно смогли предложить клиентам целый ряд новых сервисов. Так, мы впервые начали подписывать электронной подписью (ЭП) памятки приёмосдатчика формы ГУ-45 ВЦ и акты общей формы ГУ-23 ВЦ. Также был осуществлён переход на оформление в электронном виде без дублирования накладными на бумажных носителях экспортных перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении по накладным российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (РФПЖС) и накладным СМГС в направлении Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, а также накладным внутреннего сообщения, оформляемым при экспорте через морские порты Российской Федерации.
– А ещё два года назад у вас появился «Автоагент»… Что это такое?
– Это технология автоматического оформления перевозочных документов на перевозку порожних грузовых вагонов. Мы перешли на работу с «Автоагентом» в 2018 году. Начинали с оформления полувагонов. В начале 2019-го этот перечень был расширен, к списку добавились платформы, зерновозы, думпкары, цементовозы, цистерны. Плюс к этому с 15 октября начато автоматическое раскредитование перевозочных документов. А на 2020 год запланирован переход на автоматическое оформление перевозочных документов уже на гружёные вагоны.
– Раз уж вы заговорили о планах… Какие ещё новинки появятся в следующем году?
– В данный момент идут работы по реализации сразу нескольких функциональных возможностей. Мы планируем, например, перейти на электронное согласование и утверждение схемы размещения и крепления груза. Также электронным должно стать оформление приёмосдаточного акта на выдачу контейнера, груза из контейнера, приём контейнера и платы за пользование контейнером. Заработает «Электронный претензионист» – перспективная технология, которая, как мы надеемся, позволит в перспективе исключить участие человека в рассмотрении определённых видов претензий.
Одновременно с этим идёт реинжиниринг системы ЭТРАН. Уже введён в эксплуатацию новый программно-технический комплекс серверов и программное обеспечение НП АС ЭТРАН, которое работает по технологии веб-клиента. А это значит, что система стала кросс-платформенной, и в дальнейшем с ней можно будет работать с использованием популярных интернет-браузеров.
Будут расширены и информационные сервисы для пользователей услуг транспорта. Так, увеличится функционал раздела «Грузовые перевозки» корпоративного сайта ОАО «РЖД». Помимо этого, будут расширены возможности «Личного кабинета клиента» в сфере грузовых перевозок. В этом виртуальном кабинете уже сегодня можно рассчитать стоимость перевозки, дополнительных услуг, посмотреть состояние лицевого счёта (причём с возможностью сформировать счёт на оплату). А вскоре здесь можно будет, например, оформить и подписать документы (ф. ГУ-2б, ф. ГУ-23, ф. ГУ-45, ф. ГУ-46, ф. ФДУ-92, ФПУ-26), сделать заявку на оказание дополнительных услуг, пополнить единый счёт и направить претензию. И, кстати, уже введено в эксплуатацию в Apple Store, Google Play мобильное приложение «РЖД-ГРУЗ», предоставляющее всю функциональность личного кабинета на мобильных устройствах.
Конечно, активное внедрение цифровых технологий накладывает определённый отпечаток на интенсивность нашей работы. Однако все работники ТЦФТО чётко понимают: развитие цифровых каналов продаж – это наиболее перспективное направление, и мы не имеем права отставать в этом вопросе. Ведь новые технологии не только «приблизят» к нам клиента, сделают его работу удобнее, но и, в конечном итоге, позволят компании увеличить доходы.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности