20.03.2025

На конференции обсудили лишний парк и эффективные по мнению РЖД механизмы борьбы с «порожняком»

В минувший понедельник в Москве состоялась III Международная конференция «Железнодорожный грузовой транспорт: производство, эксплуатация, лизинг, ремонт». Одной из обсуждаемых тем стала загруженность сети порожними вагонами.

«На путях общего и необщего пользования число порожних вагонов сейчас превышает 300 тыс. единиц. Чтобы нивелировать ситуацию, необходимо вывести из эксплуатации избыточное их количество», – уточнил начальник управления по организации перевозочного процесса Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Артём Власенский.

Выбытие из эксплуатации вагонного парка составляет порядка 25 тыс. единиц в год. Между тем вагоностроительные заводы продолжают ежегодно выпускать свыше 70 тыс. новых вагонов сверх заявленных и согласованных параметров в 40 тыс. единиц, что осложняет текущую эксплуатационную обстановку на сети и требует совместного поиска решений. При сохраняющихся темпах и параметрах к концу 2025 года общее количество вагонов превысит 1,4 млн единиц, причём свыше 105 тыс. из них – со сроком службы от 17 до 36 лет.

Тяга к обновлению

Кроме этого, параллельно с увеличением количества вагонов растёт и число отцепок: по всем родам вагонов более 855 тыс. единиц подвижного состава в год. Основная доля отцепок – примерно 67% – приходится на колёсные пары. В 2024 году по причине их неисправности отцеплено свыше 260 тыс. вагонов.

Артём Власенский напомнил, что аналогичные трудности возникали и раньше. Так, в 2012–2013 годах для выхода из ситуации приняли решение не продлевать срок службы вагонов, что позволило вывести из эксплуатации около 220 тыс. единиц подвижного состава. Тогда это значительно улучшило показатели грузооборота на следующее десятилетие, позволило существенно обновить парк, дав вагоностроительным компаниям такую возможность.

Эффективные механизмы

Впрочем, в холдинге ищут и иные способы решения задачи с избыточным парком.

Проводится работа совместно с владельцами и операторами подвижного состава, в частности заключаются договоры на долгосрочное отставление невостребованных вагонов на пути необщего пользования. Уделяется внимание консолидации порожнего парка вагонов разных собственников подвижного состава на технологических направлениях. Компания осуществляет активное развитие инфраструктуры, цифровых платформ и автоматизации сети с целью сокращения интервалов движения поездов технологий интервального регулирования. Также применяется технология движения нескольких поездов как единого состава («виртуальная сцепка»), что позволило значительно улучшить показатели перевозок. К примеру, использование данной технологии на Восточном полигоне обеспечило дополнительную перевозку 3,5 млн тонн грузов в 2024 году. Повышение пропускной способности достигается через синхронизацию автоматизированных систем управления крупных предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) и логистических транспортных комплексов ОАО «РЖД».

По его словам, реализация вышеуказанных инициатив получит продолжение, в том числе благодаря подписанию соглашений о сотрудничестве между владельцем инфраструктуры ОАО «РЖД» и операторами подвижного состава. В настоящее время уже заключены соглашения с пятью ведущими операторами, занимающимися перевозкой угля, контейнеров, минеральных удобрений, нефтепродуктов и газа в собственных вагонах (АО «ФГК», АО «Уголь-Транс», ООО «Модум-Транс», АО «Апатит» и ООО «Логопер»), данная работа продолжается.

«ОАО «РЖД» уделяет большое внимание сотрудничеству с партнёрами, стремящимися к развитию и модернизации инфраструктуры, внедрению цифровых технологий и автоматизации транспортных процессов. Мы искренне благодарим компании, которые активно используют передовые решения на своих предприятиях, развивают инфраструктуру, производят техническое перевооружение, внедряют новые IT-продукты для ППЖТ, подчёркивая их значительный вклад», – резюмировал Артём Власенский.

Источник: ГУДОК