30.09.2019

Настойчивые регулятивные требования не приводят к экономическому эффекту

В свое время ОПЖТ разрабатывали мероприятия по стимулированию перехода на кассетный подшипник. И эти мероприятия не предусматривали предлагаемый сегодня перевод на существующий парк в корпус буксы без проведения испытаний. И вообще предполагали стимулировать данный процесс.

Мы живем в рыночной экономике. А это значит, что все то, что экономически привлекательно, будет выхватываться самими участниками рынка с руками. Но эти условия, к сожалению, не были созданы. СОЖТ, например, оценивает эти мероприятия от 100 до 300 млрд руб.

Кроме того, мы в СОЖТ проводили технический совет и с уверенностью говорим, что опыт эксплуатации порядка 70 вагонов на тележке 18-100 кассетных подшипников в буксе закрыт, результата мы не знаем. Судя по тому, что мы узнаем, он негативный.

Поэтому мы и на Совете потребителей говорили: опубликуйте или успокойте нас и скажите, что все будет хорошо. Или нет. Ведь переход на кассетный подшипник происходит без увеличения межремонтного срока. Отцепов будет ровно столько. Потому что отцепки по колесной паре составляют 70%, но по давлению буксового узла – значительно меньше. Любые ужесточения всегда у нас проходят тяжело и с отторжением.

Но мы имеем до сих пор негативный результат, когда настойчивые регулятивные требования не приводили к экономическому эффекту. Поэтому, если мы говорим про существующие тележки, они не дадут снижения отцепок по тонкому гребню, по выщербине, по ползуну. Поэтому у нас 70% отцепок по колесным парам изменятся, может, на 2–3%. То есть 66% отцепок по колесной паре останутся. И проблемы по текущему отцепочному ремонту останутся. Но вложения оцениваются в порядка 300 млрд руб., которые из своего кармана достанут все наши операторы. Но они обязательно переложат их на грузоотправителей, а грузоотправители переложат на население. У нас население беднеет, и все это будет переложено на стоимость перевезенного угля, хлеба и т. д. Поэтому мы должны понимать, что это стоимость перевозок. При этом очень серьезной проблемой остается отток на автотранспорт.

Если мы говорим про кассету, то для стимулирования ее внедрения, конечно, надо начинать с новых вагонов. И говорить: коллеги, давайте вот с такого-то периода дадим вагоностроительным заводам разработать новые тележки, или по лицензионным договорам, или собственные. И производить с такого-то года только тележки с узлами более надежными. Может быть, и не страшно раз в 6 лет роликовые подшипники выбрасывать и ужесточать требования к их производству, требования к их ремонту или вообще не ремонтировать. Мы готовы обсуждать различные варианты, потому что надо двигаться вперед. Но это «вперед» не должно быть деньгами, выброшенными на ветер.

Автор: Ирина Чиганашкина, член президиума СРО НП «Совет операторов железнодорожного подвижного состава» (СОЖТ)

Источник: РЖД-Партнер