24.07.2018

Не "танком" единым жив НПК ОВК

НПК ОВК продолжает укреплять компетенции в операторском бизнесе. О том, какие конкурентные преимущества это дает вагоностроительному холдингу и как планируется развивать перевозочную деятельность в дальнейшем, рассказывает первый заместитель генерального директора по общему управлению ПАО «НПК ОВК» Дмитрий Бовыкин.

Дмитрий Александрович, для чего изначально вагоностроительному холдингу понадобилось входить в операторский бизнес?

Наш первый опыт связан с созданием компании «Восток1520», которая в течение нескольких лет эффективно работала в структуре холдинга. Причины ее создания простые. На тот момент доля вагонов с осевой нагрузкой 25 тс на российском рынке была незначительная, клиенты еще не понимали всех их преимуществ. В этой связи мы даже предлагали большой дисконт своим первым заказчикам и сдавали вагоны в аренду. Для того чтобы полностью реализовать потенциал инновационного парка вагонов, было принято решение создать своего оператора, оказывающего конечную услугу по перевозке грузов.

Так что мотив чисто экономический: «Восток1520», являясь специализированной компанией, мог максимально консолидировать премию от использования вагона повышенной грузоподъемности. Нам давно стало понятно, что если в парке есть вагоны нового поколения и старого, то сложно реализовать эффективную технологию перевозки и выжать максимум из подвижного состава с улучшенными характеристиками. А «Восток1520» с самого начала на 100% был укомплектован подвижным составом на тележках 25 тс и с нуля разработал технологию его эксплуатации.

Так, был ускорен оборот вагона, в том числе за счет формирования поездов, целиком состоящих из такого подвижного состава. И со временем рынок убедился, что наши полувагоны − это действительно самый эффективный способ доставки, в частности угля.

В 2016 году «Восток1520» отправился в свободное плавание, перешел в состав АО «Первая Тяжеловесная Компания» (ПТК) и сейчас успешно развивается как независимый оператор, который сам покупает вагоны исключительно повышенной грузоподъемности и остается крупнейшим потребителем продукции НПК ОВК.

В целом мы видим, что ПТК уверенно идет к тому, чтобы стать лидером не только по парку вагонов на тележках 25 тс, но и по объему вывоза угля из Кузбасса.

Мотивы создания UNICON 1520 были аналогичные?

В некотором роде да. Мы видим перспективный сегмент на рынке перевозок, причем достаточно сложный, потому что он пока небольшой, но быстро растущий, − это доставка химических грузов в танк-контейнерах.

Помимо этого, UNICON 1520 также ориентируется на новый для железнодорожных перевозок и более широкий сегмент – транспортировку грузов в съемных кузовах. По смыслу это близко понятию контейнеризации грузов. Его можно квалифицировать как стандартный интерфейс по присоединению кузова к вагону, который, с одной стороны, позволяет более оперативно производить загрузку/выгрузку и складирование, использовать обычную инфраструктуру для работы с парком, а с другой − дает гибкость: в случае изменения спроса один тип кузова с вагона можно снять и использовать другой.

Основной экономический смысл этой идеи заключается в том, что ключевым элементом вагона, который обеспечивает его надежность, эффективность, скорость и грузоподъемность, является ходовая часть. В нашей новой технологии мы предлагаем использовать тележки как постоянную платформу, а кузов, который сам по себе представляет довольно простую сварную конструкцию, сделать съемным. НПК ОВК сможет предоставлять эту самую ходовую часть, а рынок − выпускать широкий спектр кузовов и адаптироваться к текущим потребностям клиентов.

Последние 10 лет спрос на рынке перевозок очень неравномерный: то зерновозов не хватает, то их, наоборот, избыток, то же самое с лесовозными платформами, крытыми вагонами и т.д. Рынок цикличен: сначала покупается слишком много вагонов одного типа, потом спрос на них падает, заводы перестают их производить, но постепенно спрос восстанавливается, а с ним возникает дефицит. Сейчас мы это наблюдаем, например, с цементовозами. Их уже несколько лет никто не производит. И, по нашим оценкам, в случае если строительная отрасль хоть немного начнет восстанавливаться, то возникнет острый дефицит, потому что у заводов нет свободных мощностей, которые быстро настроятся на выпуск цементовозов. А переход на съемные кузова позволит эти волны спроса сглаживать. К ним будет легче адаптироваться, потому что поменять кузов намного дешевле и быстрее, чем приобрести партию специализированного подвижного состава.

Для UNICON 1520, таким образом, мы видим два перспективных сегмента: перевозки наливных грузов в танк-контейнерах (на первом этапе) и транспортировка широкого спектра грузов в съемных кузовах (на втором). Вот мы и решили создать оператора, который будет работать исключительно в целях реализации данной стратегии.

Когда планируется приступить ко второму этапу?

Первые съемные кузова мы постараемся поставить на рынок в конце 2018 года. Сейчас у нас с несколькими компаниями ведется работа с разными типами грузов. Это будет демонстрация новых транспортных технологий. Как вы понимаете, любая новая вещь требует адаптации и принятия рынком.

Воздержимся от покупок

Как Вы оцениваете развитие компании UNICON 1520?

Отмечу, что изначально концепция создания компании не предусматривала капитальных вложений. И танк-контейнеры, и платформы для их перевозки брались в аренду. Динамика роста парка оказалась немного ниже запланированной, но самое главное − удалось выйти на несколько стратегических клиентов и начать перевозки по новым маршрутам, которые раньше не обслуживались танк-контейнерами. В первую очередь это такие крупные компании, как «ФосАгро», «Уралхим» и другие лидеры в своих сегментах.

Организация перевозок в танк-контейнерах − процедура сложная и длительная, поскольку требует множества согласований и открытия станций по параграфам Тарифного руководства для работы с контейнерами.

При этом важно выстроить взаимодействие с инфраструктурой, железной дорогой, грузоотправителем и получателем. И это удалось. Сформирована сильная команда, идут перевозки. Правда, есть небольшой дефицит платформ, но с ними мы как раз можем помочь, выпустив некоторое количество на «ТихвинСпецМаше».

Почему, кроме танк-контейнеров, решили оперировать еще и цистернами?

Некоторых клиентов интересует комплексное решение. Есть грузы, которые с определенных станций невозможно перевозить танк-контейнерами. Мы передали в оперирование UNICON 1520 несколько цистерн, например для перевозки серной кислоты. Таким образом, UNICON 1520 предоставляет клиенту комплексный сервис и тем самым становится универсальным поставщиком услуги перевозки наливных химических грузов.

Есть ли в планах покупка вагонов?

Нет, парка в собственности по-прежнему не будет. Даже цистерны, которые сейчас формально находятся в собственности НПК ОВК, мы собираемся продать. Экономика их эксплуатации и ситуация на рынке финансирования позволяют это сделать.

Как предполагается приобретать танк-контейнеры?

Сейчас сформирован хороший рынок международных поставщиков танк-контейнеров по оперативному лизингу. Нас устраивает сложившееся взаимодействие, приобретать танк-контейнеры в парк НПК ОВК мы не планируем.

Повышаем гибкость

Насколько сильная конкуренция оказалась на рынке химических наливных грузов?

Этот сегмент растет очень быстро − более 20% в год, но он все еще небольшой. Как таковой конкуренции мы здесь не заметили. Скорее, очень много возможностей. Прежде всего это связано с выбытием из эксплуатации старых цистерн. И там такие объемы, ради которых заводы не будут разрабатывать и ставить на производство новые модели цистерн. Для экзотических грузов правильным решением является танк-контейнер.

На этом рынке у каждого есть определенная ниша. К примеру, НПК ОВК имеет хорошие взаимоотношения с производителями минеральных удобрений, которым мы поставляем хопперы. У этих же компаний есть потребность в перевозке широкой номенклатуры наливных грузов: серная кислота, аммиак, метанол. Мы готовы их обеспечить.

У нас четкая стратегия, мы сопровождаем своих клиентов из химической отрасли и закрываем весь цикл производственной цепочки от поставки сырья до вывоза конечного продукта. Так раньше никто не делал.

Будет ли увеличиваться доля перевозок в танк-контейнерах?

Перспективы контейнеризации впечатляющие! Тем не менее пока этот сегмент очень маленький – около 2−3% от общего объема перевозок наливных химических грузов. В основном танк-контейнеры будут забирать объемы, которые перевозятся в тех цистернах, которые выходят за пределы срока эксплуатации. Списываемые цистерны для нефти, скорее всего, будут замещаться новыми. А вот для специфических грузов, для которых нет еще модели на рынке, наиболее вероятен переход на танк-контейнеры. Но каждый раз это отдельный инвестпроект для подготовки станции, осмысленное решение, всесторонние расчеты.

Это особенно интересно в свете того, что в линейке НПК ОВК есть цистерны, в том числе под монопродукты, и эта работа не останавливается. Значит ли это, что перспективы для цистерн сохраняются?

Когда мы будем производить и танк-контейнеры, и цистерны, то сможем, независимо от того, как на рынке сложится ситуация с точки зрения контейнеризации химических грузов, обеспечить клиента нужным подвижным составом и свои предприятия при этом загрузить заказами. Получается, мы только повышаем свою гибкость.

UNICON 1520 − внутренний заказчик наших танк-контейнеров. У нас на ТХМ есть современная автоматизированная линия по производству котлов, а это основной элемент танк-контейнера. В последние годы мы освоили выпуск котлов с термоизоляцией и сложной арматурой, толстостенных котлов и т.д. Таким образом, у нас уже есть все, что необходимо для производства танк-контейнеров с точки зрения оборудования. Дополнительные вложения в оснастку потребуются минимальные, так что по отношению к другим производителям мы находимся в преимущественном положении.

Сейчас нам предстоит освоить ряд новых направлений. Надо получить сертификат Российского морского регистра судоходства на выпуск танк-контейнеров − это, наверное, основной административный барьер, который предстоит преодолеть.

Каковы преимущества танк-контейнеров НПК ОВК?

Все преимущество нашей вагонной продуктовой линейки связано с тележкой, а у танк-контейнера ее нет. В этом случае мы можем предложить рынку оптимизированную конструкцию. Стараемся сделать контейнер, который по характеристикам будет превосходить китайские и адаптирован к требованиям отечественного заказчика. К примеру, мы хорошо понимаем, как работает термоизоляция в российских условиях.

Первым пользователем станет UNICON 1520. Скорее всего, будем искать финансирующую организацию. Для этого надо показать, что наши танк-контейнеры – это качественный продукт, чтобы международные заказчики согласились его покупать. Но я думаю, что с этим проблем не возникнет.

Виктор Иванов, исполнительный директор UNICON 1520:

С момента начала работы компании в 2017 году мы перевезли 63 тыс. т грузов и произвели погрузку и отправку 1 388 танк-контейнеров. Пик был зафиксирован в ноябре − 17 тыс. т. К концу года сформировали парк в 637 танк-контейнеров.

Компания UNICON 1520 уверенно вошла на рынок, заключила договоры с крупнейшими грузовладельцами. Мы получили в оперирование 38 вагонов-цистерн производства ТХМ на тележках с повышенной осевой нагрузкой и одними из первых осуществили импортную перевозку серной кислоты для «ФосАгро». Довели объем до 10 тыс. т в месяц.

Заключили два контракта с «КуйбышевАзот» − годовой и трехлетний − на перевозку 600 тыс. т олеума. Договор начинает действовать с середины 2018 года. Специально для этого заказали в Китае 350 танк-контейнеров. До середины 2017 года в России было всего 40 таких спецтанков. Мы уже завезли столько же со всего мира: из США, Европы, Китая и Австралии. До конца года мы планируем стать крупнейшим в России оператором танк-контейнеров под перевозку олеума.

Кроме того, у нас заключено еще несколько договоров на перевозку грузов в 2021−2023 годы. Один из заказчиков – компания «Авестра», которая планирует организовать перевозки сжиженных углеводородных газов.

Также ведем активную проектную работу с компаниями, которые собираются построить новые мощности по производству метанола в России общим объемом 3 млн т в год с последующим экспортом данной продукции в Юго-Восточную Азию.

Выходя на рынок, только в половине случаев мы создали конкуренцию по действующим операторам, а в остальных привлекли новую грузовую базу. Например, «Саянскхимпласт» до 80% объема перевел в танк-контейнеры. С ними работают три основных игрока, и UNICON 1520 в их числе.

Качественное оказание услуг, в частности организация перевозки и выстраивание логистики поставок, направлено в первую очередь на безусловное исполнение заявок заказчиков, но мы не забываем и об издержках, работаем в направлении сокращения оборота нашего оборудования и оптимизируем затраты на содержание и ремонт парка. В настоящее время развитая сеть терминальных центров наших партнеров в связке с перевозчиками позволяет решать задачи доставки груза в танк-контейнерах в любую точку РФ и мира.

В 2017 году мы перевезли чуть меньше 1% от общего объема перевозок в танк-контейнерах. План на 2018 год − увеличить эту долю до 5−10%. Планы построены исходя из переговоров, обеспеченных грузовой базой, и заключаемых контрактов. Понятно, что рынок тоже не будет стоять на месте. Но даже 5% − это хорошо для новой компании. В сегменте танк-контейнеров высокая концентрация: топ-3 операторов занимают около 70% рынка. Войти в топ-3 мы бы хотели года через три-четыре.

Источник: ОВК