Перевозка нефти и нефтепродуктов из России, как по морю, так и по железной дороге, в начале весны существенно сократилась. Причин несколько, в том числе: санкционные ограничения, проблемы на сети РЖД, ремонты на НПЗ. При этом у ЖД-холдинга объёмы перевозок упали и внутри страны. Экспорт нефти из всех российских портов в начале апреля упал до 3,23 млн баррелей в сутки. Это самый низкий показатель за последнее время, подсчитали эксперты агентства Bloomberg.
Происходит такое снижение даже вопреки тому, что целевой показатель добычи в рамках соглашения с ОПЕК+ начал расти впервые за два с половиной года. Нефть и нефтепродукты «соскочили» также и с железнодорожной сети. Итоги погрузки топлива в марте показали падение на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Часть номенклатуры ушла на автотранспорт, впереди сезон ремонтных работ на НПЗ, экспорт позитива не добавляет. Эксперты прогнозируют ухудшение ситуации, однако тревогу бить рано — нельзя исключать фактор сезонности, после которого ситуация, как правило, выравнивается.
Погрузка нефти и нефтепродуктов на РЖД в марте 2025 года снизилась до 17,1 млн т, на 8% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Подкачали в минус как внутренние перевозки чёрного золота (-13%), так и экспорт мазута (- 9%). Совсем безрадостно выглядят и данные по экспорту нефти (-30%) и прочих тёмных нефтепродуктов (-40%).
Снижение отгрузок связано и с сокращением производства из-за ремонтов НПЗ, и продлением разрешения на экспорт бензинов для производителей. Повлияло также ужесточение санкций против российской нефти и нефтепродуктов: год назад объём ограничений был меньше, рассказал Vgudok главный редактор журнала «Нефть и капитал» Владимир Бобылёв.
«А санкции серьёзно влияют. Сокращаются объёмы поставок, меняются объёмы и направления поставок. Логистическим компаниям и РЖД нужно быстро реагировать на меняющиеся условия, а у железнодорожной монополии, похоже, не хватает организационной и управленческой гибкости для этого.
За рубеж бензина отправили в 1,8 раза больше, чем в марте прошлого года, такой же показатель по керосину. По внутренним перевозкам светлых нефтепродуктов картинка совсем противоположная. В марте отмечен спад на сети от 2 до 12%».
Возможно, здесь сказывается эффект высокой статистической базы. По данным Центрального диспетчерского управления Топливно-энергетического комплекса, в I квартале 2024 года производство автомобильного бензина в России достигло 11 млн т, а выпуск дизельного топлива — 21,9 млн т.
Для сравнения: в I квартале 2021 года выпуск бензина был ниже этого уровня на 10% (9,9 млн т), а выпуск дизельного топлива — на 9% (20 млн т), рассказал Vgudok генеральный директор AO «УК Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин:
«Тем самым, итоги I квартала 2024 года были заметно «сильнее», чем I квартала 2021 года (в отрасли ряд показателей сравниваются с уровнем 2021 года), что во многом предопределило текущую коррекцию».
Проблемы с отправками внутри страны вынудили нефтяников больше внимания уделять автотранспорту. Часть нефтепродуктов ушла в направлении грузовиков. При этом на ЖД-сети холдинга одновременно с такой тенденцией наблюдались проблемы с наличием цистерн.
Минэнерго заявляет, что на рынке есть дефицит вагоноцистерн в размере около 300 штук. Возможно, проблема не в дефиците парка, а в управлении им — оборот цистерн снижается год к году, сроки поставки растут. Тут, скорее, вопросы не к владельцам вагоноцистерн, а к управлению РЖД перевозками нефтепродуктов, рассказал Владимир Бобылёв:
«При этом автотранспорт не может перетянуть на себя объёмы РЖД хотя бы в силу того, что железнодорожные перевозки всегда будут более выгодны с точки зрения стоимости поставок. Кроме того, инфраструктуры слива-налива на НПЗ и нефтебазах рассчитана, в основном, под ЖД-поставки».
Маловероятно, что автоперевозки могут как-то конкурировать с железной дорогой по той простой причине, что совершенно разные масштабы и стоимость, рассказал Vgudok эксперт финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
«Автомобильные перевозки — это довезти до конечного потребителя, на АЗС как вариант. Это нишевая история, и говорить о том, что топливо уходит с железной дороги на автотранспорт, неправильно. Какие-то сокращения перевозок могут быть вызваны даже не санкциями.
Они не привели к сокращению экспорта из России, сейчас у нас даже нет ограничения экспорта нефтепродуктов по большому счёту. Есть запрет на вывоз некими посредниками, но если производить, то можно везти что бензин, что дизель. А львиную долю всего экспорта нефтепродуктов именно ВИНКи («вертикально-интегрированная нефтяная компания») и осуществляют.
Я бы подумал, что, может быть, больше НПЗ стало уходить на ремонты, чем в зимний период. Из-за этого и затормозились внутренние перевозки или меньше стало возможностей отправлять на экспорт нефтепродуктов. По сравнению с зимними месяцами хоть один завод, но ушёл на ремонт. Вот и появилось сокращение.
Но в целом каких-то существенных процессов на внутреннем топливном рынке, которые могли бы что-то изменить, не произошло. Всё довольно стабильно: нет дефицита, увеличения по предложениям на рынке нет. Все колебания могут быть чисто сезонными, либо объясняться каким-то не значительными факторами», —полагает эксперт.
Позитивные показатели дал керосин, но по простой причине. Его доставка связана со снабжением топливом аэропортов, а это находится всегда под особым контролем. При этом не обошлось без сюрпризов со знаком минус. Железнодорожники рассчитывали, что с началом весны к ним на дорогу придут битум с гудроном. Должны же когда-то после зимней спячки начаться ремонтные работы и строительство автодорог по всей стране. Но этого не произошло.
Эксперты полагают, что весна для монополии и той составляющей, которая касается перевозок топлива, положительных результатов не принесёт. Нефтеперерабатывающие заводы традиционно в это время уходят на плановые ремонты. Летом, как обычно, наступит «высокий сезон» в сфере потребления топлива, что приведёт к росту объёмов производства и, как следствие, росту отгрузок, добавляет г-н Бобылёв.
«Вопрос в том, справится ли РЖД с этим ростом и не повторится ли ситуация 2023 года, когда топливо было, но его дефицит на Юге России был связан с «пробками» у перевозчика», — заключает эксперт.
СПРАВКА. Постановлением правительства РФ № 229 от 26.02.2025 года введён временный запрет на вывоз товарного бензина из России с 1 марта по 31 августа текущего года включительно. Ограничение не распространяется на поставки, осуществляемые непосредственными производителями нефтепродуктов. Кроме того, ограничения не охватывают перевозки в дружественные страны.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности