03.09.2024

Обзор железнодорожного транспорта России по итогам первой половины 2024 года

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам 6 месяцев 2024 года и прогноз по динамике их развития.

Погрузка на сети РЖД снизилась по итогам 1 полугодия 2024 г. – на 3% к январю-июню прошлого года, что связано в основном со снижением перевозок строительных грузов, железной руды и угля. Из числа ключевых железнодорожных грузов положительную динамику показали только объемы погрузки удобрений, зерна и промышленного сырья. Падает и грузооборот, который сократился на 5,7% год к году. Сдерживающими факторами для рынка ж/д перевозок в 2024 г. выступают как внешние факторы (санкции, снижение мировых цен на уголь и руду), так и внутренние – локальные дефициты провозной способности инфраструктуры, нехватка локомотивов и персонала, замедление оборота вагонов.

В то же время на фоне снижения скорости оборота вагонов растет спрос на подвижной состав. По итогам 6 месяцев 2024 г. объем производства грузовых вагонов увеличился на 26% к аналогичному показателю за январь-июнь 2023 г. – до 35,8 тыс. ед. Растет и выпуск инновационных вагонов – прирост на 22% год к году. В целом, ожидается, что объем производства вагонов по итогам года увеличится на 7% и превысит 68 тыс. ед. Наибольшей востребованностью на рынке пользуются полувагоны, хопперы и цистерны. Объем списания вагонов по итогам 2024 года будет в три с лишним раза меньше выпущенного на заводах подвижного состава – 20,2 тыс. ед. До конца 2024 г. ожидается устойчивый рост арендных ставок на почти все типы подвижного состава, кроме универсальных платформ. При этом по итогам года динамика погрузки, по оценкам экспертов, может сократиться на 3,6% к показателю 2023 г.