12.02.2019

Операторы, которые не смогут покупать запасные детали у Торгового дома РЖД, уйдут с рынка

СОЖТ предлагает создать абсолютного монополиста по поставке запасных частей на рынок ремонта. В текущем моменте существует большие сложности с приобретением колесных пар для целей ремонта. И имея такие временные трудности, некоторые участники рынка, поддавшись панике, анонсируют идею передачи важнейшей функции по закупу дорогостоящих деталей посторонней и неподконтрольной организации. Если мы навсегда цементируем сферу поставки деталей в депо, подчинив ее только одному хозяйствующему субъекту, то последствия от этого решения будут сказываться на операторском сообществе до самого конца его существования.

Во-первых, операторы не смогут больше управлять своими издержками в части приобретения деталей, маневрируя между поставщиками. Во-вторых, Торговый дом РЖД, оставшись в единственном числе на этом рынке, быстро начнет извлекать выгоды из своего положения – производители деталей, получив потребителя-монополиста, будут продавать по самым низким ценам, а покупатели деталей, получив поставщика-монополиста, будут покупать по самым высоким ценам.

В-третьих, кто даст гарантию, что Торговый дом РЖД или иная уполномоченная крупными операторами организация-монополист будет дисциплинированно выполнять свои обязательства по обеспечению рынка деталями? У монополиста для этого нет стимулов – он всегда будет. Зато дефицит деталей монополисту может быть интересен – это провоцирует цены.

В-четвертых, поставщик-монополист – это всегда угроза коррупции. По сути, те, кто не сможет покупать детали у Торгового дома РЖД, уйдут с рынка. А те, кто сможет покупать по льготным ценам, будут процветать.

Торговый дом РЖД в настоящее время поставляет детали грузовых вагонов в депо ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3 и в эксплуатационные депо РЖД. Тем не менее в этих организациях мы видим постоянную нехватку крупного вагонного литья для владельцев вагонов, вынужденных их закупать на стороне. Что уже сейчас мешает обеспечивать вагоноремонтные предприятия всем объемом требующихся деталей, если ясна потребность владельцев вагонов? И что изменится, когда Торговый дом РЖД увеличит свою долю на рынке?

Наша ассоциация анализировала тендеры Торгового дома РЖД по приобретению деталей для ремонта вагонов, и мы видим, что далеко не всегда эта организация покупает детали по выгодным ценам.

Наличие подобных предложений свидетельствует о некоторой незрелости крупных операторов – учредите собственные закупочные компании, кооперируясь между собой и создавая конкуренцию и Торговому дому РЖД, и вагоностроителям. Это бы создало реальное, неэфемерное наполнение такой организации, как СОЖТ. Часть операторов аффилированы или связаны с крупными металлургическими холдингами либо просто имеют свои производственные мощности. Почему за это время не было создано дополнительных производств дисков или осей колесных пар? Ведь потребность в этой номенклатуре была давно спрогнозирована.

После реализации предложений СОЖТ совершенно не понятно, какая судьба ждет частные вагоноремонтные депо, не имеющих договорных отношений с Торговым домом РЖД? Не задавят ли эти организации отсутствием запчастей у производителей? А те производители, что не смогут продать детали Торговому дому РЖД, вынуждены будут просто уйти с рынка.

Источник: РЖД-Партнер