11.11.2025

ОВК возобновила проработку выхода на рынок грузового вагоностроения Индии

Соответствующие шаги обсуждались в ходе визита делегации индийских машиностроителей на мощности вагоностроительного холдинга в Тихвине в конце октября.

«Основной целью визита было планирование взаимовыгодного сотрудничества с Индийскими железными дорогами», – отмечено в официальном сообщении «Объединенной вагонной компании» (ОВК). Дополнительно указано, что особое внимание во время визита было уделено модели полувагона 12-6744, сертифицированной в конце 2024 года. Других подробностей не приводится.

О работах по решениям, которые могут иметь спрос на рынке Индии, в ОВК ранее сообщали в годовом отчете-2024. Тогда отмечалось, что в 2023-м были завершены НИОКР по полувагонам и тележке для колеи 1676 мм – это основная колея в Индии, а также в Пакистане, Аргентине, Чили и ряде других стран. Однако дальнейших сообщений о работе в этом направлении не было.

ОВК в последние годы являлась самым активным российским вагоностроителем в части экспорта: согласно данным компании, в 2017-2023 годах она поставляла на различные внешние рынки в среднем по 740 грузовых вагонов в год, а пик пришелся на 2021-й, когда из Тихвина было экспортировано 1234 вагона. Однако на фоне экономического и политического давления в 2024-м экспортные поставки у ОВК практически отсутствовали – компания поставила только 32 вагона для заказчиков из стран СНГ.

Рынок грузовых вагонов как в Индии – один из самых динамичных в мире. Так, в прошлом финансовом году (с апреля-2024 по март-2025) в стране было выпущено почти 42 тыс. грузовых вагонов – это на 11% больше, чем годом ранее, и в 2,6 раза превосходит средний объем выпуска в предшествовавшее десятилетие. Рост спроса связан с бурным развитием железнодорожной сети под нужды как пассажирских, так и грузовых перевозок. Согласно данным Министерства железных дорог Индии, по итогам прошлого финансового года погрузка на сети страны составила 1,6 млрд т, что почти на треть выше, чем в начале 2020-х.

Стоит отметить, что в конце 2020 года публиковался проект правительственного плана, согласно которому потребность в новых грузовых вагонах в Индии до 2031 года оценивалась в более 540 тыс. ед. (+85% к парку-2020), до 2051-го – в 1,1 млн ед. (+262%). В то же время выход зарубежных игроков на рынок Индии традиционно сопряжен с требованиями программы Make in India, накладывающей обязательства по локализации производства совместно с местным партнером, спецификой жесткой конкуренции и низких цен.

Источник: ROLLINGSTOCK Agency