06.11.2025

Перевозка нефти на РЖД в октябре снова ушла в минус

В октябре текущего года погрузка нефти и нефтепродуктов снизилась до 16,2 млн т, что на 4% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

По сравнению с сентябрем вместе с тем ситуация немного улучшилась за счет внутренних отправок: перевозки внутри РФ выросли на 2%, тогда как в сентябре они ушли в минус. Соответственно, в структуре перевозок нефтегрузов на РЖД увеличилась доля внутренних отправок до 64% (+4 п. п. по сравнению с предыдущим месяцем текущего года).

При этом динамика экспорта сократилась до 32% (-3 п. п. к планке сентября). Что касается уровня спада, то он остался на прежнем уровне: экспорт на РЖД в октябре 2025 года снизился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сократилась и доля транзита до 4% (-1 п. п. к сентябрю), подсчитали участники рынка.

Отправки светлых нефтепродуктов

По статистике информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», из светлых нефтепродуктов в перевозках внутри РФ в октябре вышли в плюс все основные номенклатуры: дизтопливо (+3%), бензин (+2%) и прочие светлые нефтепродукты (+17%). Исключение составили такие позиции как керосин (-2%), а также масла и смазки минеральные (-3%).

При этом продажи бензина на Петербургской бирже в октябре снизились на 12% и дизеля – на 8,9%. Это означает, что основную прибавку в железнодорожных перевозках привнесли внебиржевые поставки – то есть те, что шли напрямую от оптовиков к своим сетям. Если ранее в этом сегменте у железнодорожников был отмечен провал, поскольку перевозки выполнялись по максимуму автотранспортом, то в октябре перевозчик пошел на уступки ВИНКам. Ранее, напомним, клиенты отмечали, что железнодорожная логистика для них сопряжена на сети со множеством ограничений.

Что касается экспорта, то по его объемам сильно ударили корректировка демпферного механизма и введенный в августе запрет на вывоз бензина в недружественные страны, который с октября был дополнен аналогичной мерой и для дизеля. Причина – рост цен на топливо внутри РФ.

Было объявлено, что эти меры – временные, поскольку ожидается увеличение объемов выпуска топлива после ввода в строй модернизированных мощностей ряда НПЗ. Тогда рост предложения охладит цены на АЗС внутри РФ. Об этом сообщил вице-премьер РФ Александр Новак. И в целом эти ожидания в октябре отчасти оправдались. Вопрос в том, сохранят ли ограничения в РФ для экспортеров в дальнейшем?

Ведь динамика экспорта не порадовала. Как мы и предполагали, вывоз нефти за рубеж на РЖД в октябре остался в плюсе (+3% к аналогичному периоду прошлого года). Сеть в сентябре закрыла спотовые ниши на мировом рынке в связи с новым пакетом санкций. А затем сырая нефть ушла снова в трубопроводы. Так что можно предположить, что в ноябре на РЖД по данной номенклатуре может сложиться и минус.

В октябре у экспортеров по-прежнему оставались проблемы с технологиями перевозок нефтепродуктов в цистернах. Это наслоилось на правительственные ограничения экспорта: вывоз бензина за рубеж сократился на 40% и дизеля – на 28%.

Потребление керосина в октябре сократилось в связи со снижением интереса у пассажиров к авиаперевозкам. А вот почему сократился его экспорт на 47%, трейдеры толком не объяснили. В целом данная номенклатура ушла вниз в русле с общим трендом на сокращение экспорта нефтепродуктов из РФ – во всяком случае, так пояснил респондент.

При этом поступили данные от Bloomberg (со ссылкой на информацию Vortexa) о том, что морской экспорт авиакеросина из РФ вырос на 15%. Если это так, то значит, в итоге часть объемов была доставлена для прокачки на морские танкеры не в железнодорожных цистернах.

Исключение составили масла и смазки минеральные, экспорт которых вырос на треть по сравнению с октябрем 2024 года.

Перевозки темных нефтепродуктов

Если в сентябре на внутренних направлениях почти все номенклатуры (кроме нефти) в указанном сегменте ушли вниз, то в октябре картина изменилась – практически везде был плюс: мазут (+2%), битум (+4%), нефть (+0,4%) и прочие темные нефтепродукты (+5%).

Мазут вырос в связи с началом отопительного сезона. Битум – из-за необходимости быстрее доставить груз для ремонта и строительства автодорог.

Однако экспорт темных номенклатур в октябре потянул суммарный результат по нефтегрузам вниз – правда, меньшей силой, чем в сентябре. Спад преимущественно затронул вывоз за рубеж мазута (-17%) как из-за низкого спроса на бункерное топливо, так и сложностей на РЖД с доставкой вязких нефтепродуктов в направлении морских терминалов. Кроме того, рухнул экспорт прочих темных нефтепродуктов (-24%). Но ситуацию немного смягчил прирост экспорта битума и нефти.

Прогнозы переменчивые

Октябрь показал результат лучше ожиданий. И все же сложно сказать, сменится ли в ноябре негатив на позитив.

Из минуса погрузка на РЖД явно не выберется и в ноябре. А вот какой величины сложится спад – аналитики, как было и в сентябре, предсказывать не взялись.

Правда, появились надежды на то, что увеличение перевозок топлива внутри РФ приведет к смягчению ограничений для экспорта бензина и дизтоплива. Тогда на фоне подпитки рынка перевозок за счет нефтепродуктов для ТЭЦ можно ожидать погрузку нефтепродуктов на уровне от -2 до -1%. При иных обстоятельствах и сохранении прежней политики на РЖД к экспортерам спад может составить 3–5% и даже более.

Источник: РЖД-Партнер