10.09.2025

Перевозки контейнеров на сети ОАО «РЖД» в январе – августе 2025 года

Показатели контейнерных перевозок за январь-август 2025 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения снизились на 3,9%, по отношению к аналогичному периоду 2024 года, и составили 5 млн 26,0 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU). Во внутреннем сообщении отправлено 1 млн 976,3 тыс. ДФЭ, что на 5,1% меньше прошлого периода 2024 года. Перевозки на экспорт приросли на 7,6% и составили 1 млн 180,6 тыс. ДФЭ. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, составило 3 млн 579 тыс. ДФЭ (-6,4%), в которых было перевезено 53,4 млн тонн грузов (-2,6%).

В августе контейнерные перевозки составили 619,8 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 8,0% меньше августа 2024 года и на 1,1% меньше июля 2025 года. Анализ контейнерных перевозок демонстрирует негативную динамику. С учетом высокой базы 2024 года прогнозируется сохранение нисходящего тренда до конца 2025 года и сохранения объема перевозок на уровне 2023 года. Наблюдается выраженная диверсификация динамики контейнерных перевозок различных номенклатур грузов, обусловленная действием ряда макроэкономических, рыночных и логистических факторов. 

Ключевой проблемой остаётся устойчивая тенденция к переключению грузовых перевозок на автомобильный транспорт. Данная ситуация была спровоцирована комплексом негативных факторов, повлиявших на железнодорожные и морские перевозки. Среди них:

- Изменение логистических маршрутов вследствие геополитической ситуации.
- Введение санкционных ограничений, нарушивших стабильность существующих логистических цепочек.
- Возникшие операционные сложности на сети РЖД и морских направлениях.

Следствием указанных факторов стал рост финансовых издержек грузоотправителей, что сделало автомобильные перевозки более привлекательными с экономической точки зрения и сроков доставки. Даже несмотря на частичную стабилизацию ситуации на сети РЖД, значительная доля грузоотправителей, перешедших на автоперевозки, демонстрирует низкую готовность к возврату на железную дорогу.

Несмотря на общую негативную динамику в контейнерных перевозках, анализ номенклатуры грузов за период январь-август 2025 г. к аналогичному периоду 2024 г. выявляет ряд позитивных трендов. В частности, стабильный рост продемонстрировали контейнерные перевозки: бумага (7,9%), лесные грузы (1,2%), чёрные металлы (3,6%), цветные металлы (29,0%), продукты перемола (4,9%), остальные продовольственные товары (14,6%), цветная руда и серное сырье (9,8%). Восходящий тренд перечисленных грузов свидетельствует о структурных сдвигах в объемах погрузки. По оценке ИПЕМ, тенденция к росту к контейнерах по данным грузам сохранится. Это связано с устойчивой потребностью в данном сырье на внутреннем и внешнем рынках.

Грузы со снижающейся динамикой: строительные грузы (-35,2% к уровню январь-август 2024 г.), нефть и нефтепродукты (-9,8%), автомобили и комплектующие (-42,1%), рыба (-5,6%), машины, станки, двигатели (-16,4%), химические и минеральные удобрения (-9,4%), мясо и масло животных (-7,6%), остальные и сборные грузы (-0,8%), промышленные товары (-1,2%), метизы (-4,2%), химикаты и сода (-1,8%), картофель, овощи, фрукты (-22,1%).

По данным грузам значительное снижение обусловлено насыщением рынка и слабой покупательской активностью из-за высокой ключевой ставки ЦБ.

Грузы по номенклатуре «автомобили и комплектующие», «машины, станки, двигатели», «строительные грузы» и «картофель, овощи, фрукты» зафиксировали наиболее существенное снижение. Ключевые факторы: миграция на автомобильный транспорт, технологические ограничения инфраструктуры, снижение производства и низкая инвестиционная активность. Стоит отметить, что «автомобили и комплектующие» в августе по отношению к июлю 2025 года приросли на 16,4%, незначительная тенденция на рост появилась, но не достигнет показателей 2024 года.

Также, стоит учесть тот факт, что на сети РЖД происходит переключение некоторых грузов на другие рода вагонов. Примером служит переход грузов «химические и минеральные удобрения» на перевозку в хопперах, что позволяет снижать логистические затраты. По анализу ИПЕМ, отправки белорусских удобрений в транзитном сообщении за 8 месяцев 2025 года в хопперах увеличились в 2,7 раза.

Прогноз

Согласно базовому сценарию ИПЕМ, по итогам 2025 года ожидается снижение перевозки груженых и порожних контейнеров на -3% и по пессимистичному сценарию на -4,3%. Общий тренд остается негативным, несмотря на рост по отдельным номенклатурам. Существенного восстановления во II полугодии 2025 года не ожидается.


01_vse_gruzy.png
02_himikaty_i_soda.png

03_lesnye_gruzy.png

04_bumaga.png05_chernye_metally.png06_cvetnye_metally.png07_promyshlennye_tovary.png08_metizy.png09_avtomobili_komplekt.png10_mashiny_stanki_dvigateli.png11_ostalnie_i_sborochnie.png12_stroitelnye_materialy.png13_udobreniya.png14_neft_i_nefteprodykti.png15_cvetnaya_ruda_i_sernoe_syrie.png

Источник: ИПЕМ