Показатели контейнерных перевозок за январь-июль 2025 года по сети РЖД во всех видах сообщения снизились на 3,3%, по отношению к аналогичному периоду 2024 года, и составили 4 млн 406,2 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU). Во внутреннем сообщении отправлено 1 млн 740 тыс. ДФЭ, что на 3,8% меньше прошлого периода 2024 года. Перевозки на экспорт приросли на 8,3% и составили 1 млн 39 тыс. ДФЭ.
Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, составило 3 млн 134,4 тыс. ДФЭ (-5,6%), в которых было перевезено 46,9 млн тонн грузов (-1,9%). В июле контейнерные перевозки составили 626,4 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 6,1% меньше июля 2024 года. Доля порожних контейнеров продолжает расти и усугублять ситуацию на железнодорожной сети. Если сравнивать погрузку на сети РЖД в июле к июню 2025 года, то прирост составил 5,8%. Перевозки контейнеров приросли в июле, но тренд на убыль месяц к месяцу прошлого года сохраняется и показатели перевозки близки к значениям 2023 года начиная с апреля. По оценке ИПЕМ, тренд на убыль может сохраниться до конца 2025 года. Стоит учесть, что база перевозок 2024 года была одна из самых высоких за последние годы.
Если сравнивать c аналогичным периодом янв.-июл. 2024 года, то тренд на рост продолжается у следующих грузов: бумага (7,4%), лесные грузы (1,5%), чёрные металлы (3,1%), цветные металлы (31,3%), продукты перемола (4,4%), остальные продовольственные товары (14,9%) и впервые за 1 полугодие 2025 года приросла цветная руда и серное сырьё (2,9%).
Контейнерные перевозки лесных грузов в июле составили 51,1 тыс. и бумаги 32,1 тыс. ДФЭ. По прогнозу ИПЕМ, тенденция к росту по данным грузам сохранится. Это связано с потребностью в данном сырье.
Перевозки черных металлов в июле составили 18,9 тыс. и цветных металлов 14,6 тыс. ДФЭ. Тенденция к росту у данных грузов также сохранится до конца года. Перевозка металлов в контейнерах обеспечивает большую сохранность и качество логистики, также сохраняется экономия на тарифе ОАО «РЖД» за счет перевозок 3 класса грузов по тарифам контейнерных перевозок (2 класса).
Продолжается снижение перевозок автомобилей и комплектующих (-41,4% к периоду янв.-июл. 2024 г.). В июле перевозка составила 19,5 тыс. ДФЭ, с месячным приростом относительно июня 2025 года на 19,6%. А также перевозка машин, станков и двигателей (-14,6% к периоду янв.-июл. 2024 г.) и составила за июль 26,0 тыс. ДФЭ, что на 4,0% больше по отношению прошлому месяцу (25 тыс. ДФЭ). По оценке ИПЕМ, во втором полугодии 2025 года не ожидается существенного роста перевозок данных грузов. При незначительном сокращении ставки ЦБ, это не повысит покупательскую активность. За счёт насыщения рынка в 2024 году потребность в перевозке данного груза снизилась.
Снижение перевозок удобрений (-7,4% к периоду янв.-июл. 2024 г.) обусловлено сезонным снижением потребности. В июле перевозки удобрений составили 36,8 тыс. ДФЭ, что на 26,0% больше июня 2025 года. Также присутствует диверсификация использования подвижного состава для экспортных перевозок с ростом доли грузовых вагонов и снижением доли контейнерных перевозок.
Существенный тренд на убыль сохраняется у перевозок строительных грузов в контейнерах (-33,4% к периоду янв.-июл. 2024 г.). Факторы влияния на снижение остаются прежние, такие как переход на альтернативный автомобильный транспорт, технологические ограничения к приему груза железной дорогой и снижение производства строительных материалов. Во втором полугодие 2025 года возможен незначительный рост контейнерных перевозок относительно первого полугодия, но общее снижение по отношению к 2024 году сохранится на уровне 33%. Под влиянием высокой ставки ЦБ, инвестиционная активность в отраслях экономики, связанных с потреблением стройматериалов, остается на низком уровне, ограничивая на них спрос.
Во второй половине 2025 года на объемы перевозок будут продолжать оказывать влияние изменение спроса на товары в России и на внешнем рынке, сезонные изменения логистики, изменение геополитических факторов, наличие инфраструктурных ограничений, изменение приоритетности приема грузов к перевозкам, продолжение тренда на усиление межтранспортной конкуренции, а также тарифной конкуренции между контейнерными перевозками (2 класс грузов) и перевозками в грузовых вагонах (3 и 2 классы).
По краткосрочному и среднесрочному прогнозу ИПЕМ основных показателей на железнодорожном транспорте, в базовом сценарии, перевозка груженых контейнеров снизится на 3%.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности