Показатели контейнерных перевозок за январь-ноябрь 2025 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения снизились на 3,9%, по отношению к аналогичному периоду 2024 года, и составили 6 млн 911,3 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU). Во внутреннем сообщении отправлено 2 млн 718,4 тыс. ДФЭ, что на 3,8% меньше прошлого периода 2024 года. Перевозки на экспорт приросли на 8,9% и составили 1 млн 633,2 тыс. ДФЭ. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, составило 4 млн 920,3 тыс. ДФЭ (-6,7%), в которых было перевезено 73,1 млн тонн грузов (-3,1%).
В ноябре контейнерные перевозки составили 636,1 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 4,0% меньше ноября 2024 года и на 0,8% меньше октября 2025 года.
Анализ структуры грузов за январь-ноябрь 2025 года, несмотря на спад общих объёмов контейнерных перевозок, демонстрирует отдельные стабильно растущие сегменты. В частности: бумага (8,6%), лесные грузы (0,3%), чёрные металлы (2,4%), цветные металлы (25,0%), продукты перемола (15,4%), остальные продовольственные товары (16,4%), цветная руда и серное сырье (15,1%). Восходящий тренд перечисленных грузов свидетельствует о структурных сдвигах в объемах погрузки. По оценке ИПЕМ, в первом полугодии 2026 года тенденция к росту в контейнерах по данным грузам сохранится за счёт высокой потребности в данном сырье на рынке.
Грузы со снижающейся динамикой: строительные грузы (-37,1% к уровню январь-ноябрь 2024 г.), нефть и нефтепродукты (-4,6%), автомобили и комплектующие (-41,3%), рыба (-3,2%), машины, станки, двигатели (-19,5%), химические и минеральные удобрения (-12,2%), мясо и масло животных (-7,6%), остальные и сборные грузы (-3,6%), промышленные товары (-0,7%), метизы (-5,4%), химикаты и сода (-2,0%), картофель, овощи, фрукты (-16,8%).
Как говорилось ранее, утверждённая Правительством РФ поэтапная индексация железнодорожных тарифов (повышение на 10% с декабря 2025 года, корректировка ставок за порожний пробег и дополнительная индексация на 5% для контейнеров с 2026 года) может создать предпосылки для структурного сдвига рынка в сторону автомобильных перевозок. Формирующаяся ценовая конфигурация может приводить к снижению конкурентоспособности железной дороги, особенно для контейнерных отправлений. Грузоотправители будут вынуждены искать альтернативные пути доставки груза, в том числе с привлечением иностранных автоперевозчиков. Другой вариант: из‑за конкуренции железнодорожные операторы могут пойти на дополнительные уступки, снижая ставки в первой половине 2026 года и постепенно повышая ставки во втором полугодии 2026 года, чтобы сохранить грузоперевозки, балансируя на грани безубыточности. Основной задачей для участников рынка в 2026 году может стать построение логистики, устойчивой к структурным изменениям, с акцентом на управление совокупной стоимостью и операционными рисками, а не на краткосрочная тарифная экономия.
Текущий период характеризуется глубокой перестройкой рынка на фоне разнонаправленных тенденций:
- Сокращение контейнерных перевозок наблюдается во всех видах сообщения, кроме экспорта. Это создаёт дефицит грузов для обратной загрузки контейнеров на ключевых направлениях, неизбежно увеличивая порожний пробег.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности