Показатели контейнерных перевозок за январь-июнь 2025 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения снизились на 2,9%, по отношению к аналогичному периоду 2024 года, и составили 3 млн 779,8 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU). Во внутреннем сообщении отправлено 1 млн 498,7 тыс. ДФЭ, что на 3,2% меньше аналогичного периода 2024 года. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, составило 2,7 млн ДФЭ (-5,1%), что составило 40,1 млн тонн грузов (-1,3%). В июне контейнерные перевозки составили 591,8 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 8,7% меньше июня 2024 года.
Тренд последних месяцев 2025 года на рост доли порожних контейнеров продолжился в июне.
В июне продолжается рост перевозок следующих грузов: лесные грузы (+2,6% к уровню янв.-июн. 2024 г.), бумага (+5,9%), зерно (+0,5%), цветные металлы (+31,0%), продукты перемола (+2,8%), остальные продовольственные товары (+14,4%), черные металлы (+1,7%).
Перевозки в контейнерах других грузов продолжают снижаться: строительные грузы (-32,7% к уровню янв.-июн. 2024 г.), картофель, овощи, фрукты (-26,5%), нефть и нефтепродукты (-12,9%), цветная руда и серное сырьё (-3,4%), автомобили и комплектующие (-39,6%), рыба (-5,4%), машины, станки, двигатели (-12,9%), химические и минеральные удобрения (-5,6%), мясо и масло животных (-4,5%), остальные и сборные грузы (-4,0%), промышленные товары (-2,1%), метизы (-2,7%), химикаты и сода (-0,4%).
Изменение перевозок ряда грузов связано со следующими факторами.
Рост перевозок лесных грузов и бумаги за 1 п 2025 связан с усилением административных позиций грузоотправителей после совещания у Президента РФ. С учетом высокой базы сравнения в июле 2024 г. по прогнозу ИПЕМ перевозки лесных грузов в июле 2025/2024 будут пониженными, а перевозки бумаги – продолжат свой рост. За весь 2025 года ожидается рост перевозок по данным грузам.
Рост перевозок черных металлов в контейнерах (+1,7%) на фоне общего снижения перевозок металлов в грузовых вагонах (-17,2%) связан наличием тарифных преференций (в контейнерах перевозка дешевле, чем в грузовых вагонах, а также требованиями клиентов к повышенному качеству перевозок в контейнере (защите от атмосферных осадков и сохранности груза при перегрузе). Перевозки цветных металлов выросли на 31%. В результате ОАО «РЖД» и операторы вагонов теряют выручку, а операторы контейнеров и платформ увеличивают.
Существенное снижение перевозок автомобилей, комплектующих (-39,6%), а также машин, станков и двигателей (-12,9%) связано с сокращением инвестиций в основные фонды и снижением покупательской активности в виду продолжающей действовать ключевой ставке ЦБ на запретительном уровне. Без существенного сокращения ставки ЦБ объем перевозок данных грузов за 2025 год снизиться более 20%.
Снижение перевозок строительных грузов в контейнерах (-32,7%) и в целом грузовых вагонах (-19,5%) связано, в основном, с двумя факторами: наличие технологических ограничений к приему груза железной дорогой, переходом стройматериалов на автотранспорт и общим снижением выпуска стройматериалов. Причем в различные месяцы первой половины 2025 года данные факторы действовали не одинаково. Так в начале года снижение погрузки в большей степени было связано с технологическими трудностями на железной дороге, введением ограничений на прием грузов и конвенциями. Во втором квартале 2025 года стал влиять фактор сокращения производства стройматериалов. Однако технологические трудности на железнодорожном транспорте и повышение конкурентоспособности автотранспорта продолжают доминировать над фактором снижения производства стройматериалов у грузоотправителей.
Снижение перевозки удобрений (-5,6%) на фоне роста перевозок в грузовых вагонах (+4,8%) происходит в связи с сокращением использования контейнерных перевозок у российских экспортеров через контейнерные портовые терминалы, а также сокращением перевозок белорусских удобрений транзитом в Китай через погранпереходы.
По прогнозу ИПЕМ, во второй половине 2025 года на объемы перевозок будут продолжать оказывать изменение спроса на товары в России и на внешнем рынке, сезонные изменения логистики, изменение геополитических факторов, наличие инфраструктурных ограничений, изменение приоритетности приема грузов к перевозкам, продолжение тренда на усиление межтранспортной конкуренции, а также тарифной конкуренции между контейнерными перевозками (2 класс грузов) и перевозками в грузовых вагонах (3 и 2 классы).
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности