03.03.2020

Первый и единственный монгольский вагоностроительный завод

В конце января 2020 года министр развития дорог и транспорта Монголии Бямбасурэнгийн Энх-Амгалан и министр промышленности Белоруссии Павел Урюпин заключили меморандум о строительстве на территории Монголии вагоностроительного завода. Местные перевозчики рассчитывают за счет этого сэкономить средства на аренду подвижного состава из-за рубежа.

Согласно документу, реализация проекта возложена на государственное железнодорожное предприятие «Монголын томор зам» (Монгольская железная дорога). Помогать в строительстве и освоении техники монгольским коллегам будет СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» (МВЗ). Помимо этого Банк развития Республики Беларусь предоставит «Монголын томор зам» кредит в размере 50 млн евро, однако на какой срок и под какую процентную ставку, пока не уточняется.

Как сообщил «Гудку» менеджер предприятия «Монголын томор зам» (МТЗ) Худэрхуу Батзориг, сроки реализации проекта пока не определены. «На протяжении трех лет мы выдвигали инициативу создания предприятия. Строительство завода планируется на станции Сайшанд рядом с угольным месторождением Таван-Толгой. Однако пока этот проект окончательно не утвержден», – сказал он.

«Сейчас он проходит технико-экономическое обоснование в Министерстве развития дорог и транспорта Монголии. Все зависит от его финансирования, поскольку средств на строительство завода сегодня нет», – рассказывает Худэрхуу Батзориг.

АО «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД) в реализации проекта не участвует. По словам Худэрхуу Батзорига, это связано с тем, что «Монголын томор зам» является 100-процентным государственным предприятием, в то время как УБЖД наполовину владеет ОАО «РЖД».

«Кредитные 50 млн евро, которые нам предоставит Белоруссия, полностью пройдут через нашу компанию без привлечения российской стороны», – отметил менеджер МТЗ.

Согласно проекту, планируемая производственная мощность завода составит 1 тыс. вагонов разных типов ежегодно. По мнению Худэрхуу Батзорига, сейчас основная потребность в стране в полувагонах и фитинговых платформах, поэтому, вероятно, производство сконцентрируется именно на таких моделях.

Впрочем, в УБЖД инициативу поддерживают. Главный инженер службы вагонного хозяйства УБЖД Дорж Баданберж пояснил «Гудку», что потребность в строительстве завода связана с активным развитием горной промышленности, поэтому для перевозок таких грузов требуется вагонный парк.
«Сейчас мы покупаем вагоны преимущественно в России, иногда в Китае. Собственное производство парка, конечно, дешевле, чем импортные поставки. К тому же сейчас строим новую железную дорогу рядом с угольным месторождением, за счет чего перевозки угля возрастут», – рассказал Дорж Баданберж.

Напомним, в мае 2019 года правительство Монголии приняло постановление о строительстве железной дороги Таван-Толгой – Зуунбаян протяженностью 414,6 км с колеей 1520 мм. Линия свяжет каменноугольное месторождение на юге Монголии и центральную железнодорожную сеть УБЖД.

Генеральный директор железнодорожной экспедиторской компании Mongolian Express Co Ltd Хишигдэлгэр Давааням также считает, что сегодня в стране ощущается нехватка полувагонов. Некоторые частные экспортеры руды и угля зачастую арендуют подвижной состав у российских компаний, однако сталкиваются с проблемами.

«Зачастую вагоны предоставляют в аренду на короткий срок – до года. Редко кто из-за рубежа арендует для наших компаний подвижной состав на несколько лет для организации больших объемов перевозок. К тому же ежегодно в России растет арендная ставка, особенно на полувагоны. Востребованы на сети сейчас и фитинговые платформы. Например, УБЖД приобретает их у АО «Трансмашхолдинг», чтобы организовывать контейнерные перевозки», – рассказал «Гудку» топ-менеджер.

Худэрхуу Батзориг пояснил, что в перспективе поставлять продукцию завода на экспорт не планируется. В компании рассчитывают эксплуатировать подвижной состав исключительно на территории Монголии.

«Думаю, для того чтобы заменить весь импортный парк на собственный подвижной состав, хватит десяти лет», – отметил Худэрхуу Батзориг.

Хишигдэлгэр Давааням считает, что строительство нового завода облегчит жизнь частным транспортно-логистическим компаниям страны.

«Если производство вагонов будет бесперебойным, подвижного состава хватит как государственному перевозчику, так и небольшим компаниям. Сейчас, когда арендуем подвижной состав российского производства, у частников возникают трудности. Железная дорога требует оплачивать простой вагонов на сети, поэтому помимо платы за аренду возникают дополнительные затраты. А если вагоны будут монгольского производства, нам придется оплачивать только транспортный тариф за перевозку, что для грузоотправителей удобнее», – утверждает господин Давааням.

В 2017 году Министерство дорожного и транспортного развития и «Монголын томор зам» попытались организовать производство первых грузовых вагонов в стране. Первая партия из пяти полувагонов, сконструированных монгольскими инженерами, принята в эксплуатацию еще в июне 2017 года. Как отмечал министр дорожного и транспортного развития Дангаа Ганбат, сборка собственных вагонов значительно дешевле: один российский вагон стоит от $80 до $100 тыс., китайский – около $80 тыс. На сборку же вагона в Монголии требуется 120 млн тугриков (около $50 тыс.).

Источник: ГУДОК