За первое полугодие 2025-го на сеть ОАО «РЖД» поступило более 30 тыс. вагонов новой постройки. Выбытие за этот же период составило 16,4 тыс. единиц.
Приходит больше, чем уходит
Согласно данным Союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС), за первую половину 2025 года общий выпуск составил 30,1 тыс. единиц, что на 15% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2024-го. В то же время рост производства зафиксирован в сегментах полувагонов (14,9 тыс. единиц, +7% к первому полугодию 2024-го), цистерн (8 тыс., +43%) и фитинговых платформ (3,3 тыс., +12%).
Как сообщили «Гудку» в ОАО «РЖД», уже не первый год в отрасли прослеживается тенденция, когда поступление грузовых вагонов на сеть ОАО «РЖД» значительно превышает вывод их из эксплуатации.
Так, с 2018 года по техническому состоянию и сроку службы из парка на сети выбыло 182 тыс. вагонов, а поступило 483 тыс., приводит данные статистической отчётности ОАО «РЖД» начальник Управления по организации перевозочного процесса Центральной дирекции управления движением (ЦД) ОАО «РЖД» Артём Власенский. В 2024 году было исключено из парка и утилизировано 20 тыс. грузовых вагонов.
В свою очередь, на сеть от вагоностроительных предприятий поступило свыше 77 тыс. вагонов новой постройки, что на 8,6% (6,1 тыс. единиц) выше год к году.
В этом году на сеть холдинга совокупно поступит порядка 50 тыс. новых грузовых вагонов, подчёркивает Артём Власенский. Эти цифры приводятся по предварительным расчётам ЦД ОАО «РЖД» с учётом полученных данных от Союза «ОВС» 30 июня (о планируемых объёмах производства новых вагонов на второе полугодие).
Работа по выбытию
Все работы по выбытию ЦД проводит совместно с Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры (ЦВ) ОАО «РЖД», поясняет Артём Власенский. В текущем году перед компанией стоит амбициозная задача – увеличить выбытие потенциально опасных грузовых вагонов с истекающим сроком службы на 40%. Для достижения этой цели в июне утверждён соответствующий план (№ ЦД-667). В соответствии с ним в 2025 году планируется выбытие 28,6 тыс. единиц (хотя изначально планировалось списать 24,5 тыс.). «Учитывая хорошие темпы выбытия за счёт организации работы на стыке ЦД и ЦВ, железнодорожные операторы и компании, занимающиеся разделкой вагонов, взяли повышенные обязательства. Делается это для того, чтобы сократить профицит парка подвижного состава на сети», – поясняет Артём Власенский.
Но даже с учётом выбытия по итогам работы за 2025 год дополнительный рост парка на сети ОАО «РЖД» составит 22 тыс. вагонов.
Отражение профицита на сети
Напомним, по состоянию на 1 июля парк вагонов на сети ОАО «РЖД» – 1,4 млн единиц.
Согласно данным АО «Институт экономики и развития транспорта», полученным по результатам имитационного моделирования и расчётам инфраструктурных возможностей при выполнении перевозочного процесса, оптимальный показатель содержания парка составляет не более 1,1 млн грузовых вагонов. Каждые 50 тыс. грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД» сверх рациональной величины (при которой станции обеспечивают беспрепятственный приём поездов и ритмичный обмен вагонами с подъездными путями) вызывают такие негативные последствия, как ежесуточные задержки поездов (3100–3300 поездо-часов), дополнительное содержание 130–140 поездных локомотивов, 600–620 локомотивных бригад и снижение участковой скорости грузовых поездов на 1–1,2 км/ч.
Учитывая интересы бизнеса
Для стабилизации ситуации и обеспечения бесперебойной и эффективной работы железнодорожной отрасли снижение производительности вагоностроительных заводов представляется нецелесообразным. При этом выпуск вагонов устаревших конструкций нерационален, подчёркивает Артём Власенский.
Об этом ранее говорил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков: «Мы не против того, чтобы вагоностроительные заводы выпускали больше, но они должны выпускать именно тот подвижной состав, который сегодня востребован на рынке и в промышленности».
В ЦД предлагают следующее решение: восполнение выбывающего парка грузовых вагонов предлагается реализовать за счёт постройки подвижного состава с улучшенными характеристиками, в том числе увеличенными межремонтными пробегами и гарантийными плечами, а также повышенной надёжностью узлов. «Это минимизирует количество отцепок в ремонт и повлияет на оптимизацию работы железнодорожной сети, поскольку увеличится её провозная способность», – отмечает Артём Власенский.
Отметим, согласно данным Союза «ОВС», за первое полугодие производство инновационных вагонов с осевой нагрузкой в 25 тонн выросло на 18% в сравнении с аналогичным показателем 2024 года и составило 11,6 тыс. единиц.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности