В ОАО «РЖД» уже в следующем году может появиться программно-аппаратный комплекс «Цифровой грузовой вагон» второго поколения. Об этом заявили на заседании секции «Вагонное хозяйство» Научно-технического совета ОАО «РЖД», прошедшем в начале июня в Москве.
Технология самоконтроля технического состояния вагона разработана в рамках плана научно-технического развития компании. В 2022–2023 годах ВНИИЖТ сформировал для неё ряд нормативных документов, включая ГОСТ Р 70937-2023 «Интеллектуальные системы автоматического мониторинга и диагностики грузовых вагонов». Затем произвели и протестировали опытные образцы оборудования «Цифровой грузовой вагон-1» (ЦГВ-1). Это небольшая коробка с датчиками, устанавливаемая над тележкой грузового вагона.
По данным заместителя директора научного центра «Инфраструктура» АО «ВНИИЖТ» Игоря Назарова, ЦГВ-1 питается с помощью аккумуляторной батареи, имеет датчики, определяющие местоположение, скорость движения, пробег вагона, силу ударных воздействий, дефекты колёсных пар. Передача полученных ими данных осуществляется по GSM-каналу на сервер владельца устройства – оператора подвижного состава, где проходит обработку. Кроме того, информация загружается в интегрированный пост диагностики подвижного состава ППСС при его прохождении ЦГВ-1 за счёт считывания RFID-метки, откуда может передаваться в единую комплексную систему управления вагонным хозяйством ЕК АСУВ.
Применение этого оборудования даёт ряд преимуществ. У ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры, в частности, появляется возможность получать предупреждения о повышенных колебаниях кузова, выявлять появление дефектов колёсных пар с привязкой к месту и времени их образования, своевременно отцеплять вагоны с обнаруженными дефектами. Операторы получают данные о точном местонахождении подвижного состава, о фактах возникновения повышенных ударных нагрузок (при маневровых и погрузочно-разгрузочных работах, роспуске на горках), о времени проведения операций по обработке.
Игорь Назаров сообщил, что серия испытаний и подконтрольная эксплуатация восьми вагонов, оборудованных ЦГВ-1, прошли в 2023–2024 годах на Северной дороге и подтвердили эффективную работу комплекса по определению заданных параметров и обнаружению дефектов, в том числе в условиях низких температур.
При этом была отмечена недостаточность сканируемых параметров, необходимость дальнейшего технического развития системы самоконтроля вагона на базе полученных результатов. В итоге появились требования к ЦГВ-2. С помощью дополнительных датчиков он сможет контролировать также нагрев буксовых узлов и поверхность катания каждой колёсной пары, следить за работой тормозной системы, передавать данные не только в ЕК АСУВ, но и на борт локомотива.
Согласно составленному ВНИИЖТом плану-графику опытные образцы ЦВГ-2 могут появиться во второй половине 2026 года, после чего начнётся их подконтрольная эксплуатация.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности