Погрузка на сети ОАО «РЖД» сокращается в течение последних 22 мес., месячные колебания составляют от 1,9% до 9,4% (максимальное снижение было зафиксировано в мае 2025 г.).
За 7 месяцев 2025 г. погрузка на железнодорожном транспорте сократилась на 51,2 млн т (-7,3%) по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. По отношению к 7 мес. 2023 г. потери составили 75,6 млн т (-10,5%), к 7 мес. 2022 г. – 70,4 млн т (-9,8%), к 7 мес. 2019 г. – 95,0 млн т (-12,8%).
Наибольшие потери погрузки за 7 месяцев 2025 года:
- Строительные грузы -11,4 млн т (-17%);
- Каменный уголь -6,9 млн т (-3,6%);
- Зерно -6,4 млн т (-35,6%);
- Черные металлы -6,3 млн т (-16,9%);
- Нефть и нефтепродукты -5,7 млн т (-4,7%).
Рост погрузки наблюдается по удобрениям (+1,6 млн т, +4,0%) и цветной руде (+0,5 млн т, +4,4%).
Для каждой группы грузов перечень факторов, влияющих на снижение погрузки, индивидуален. В то же время в целом на снижение влияют такие факторы, как изменение спроса на перевозки вследствие внутренней и внешней конъюнктуры, технологические трудности с обеспечением предоставления грузовых вагонов под погрузку, а также простой вагонов на путях необщего пользования после выгрузки.
По строительным грузам и цементу, несмотря на значительные отрицательные значения погрузки за 7 месяцев (-17% и -14,1% соответственно) ОАО «РЖД» и операторам удалось нарастить месячные объемы погрузки в июле (-1% и -4,3% соответственно). По состоянию на июль 2025 г. наблюдается пик погрузки за 2025 год (9,8 млн т строительных материалов и 2,2 млн т цемента), в то время как традиционно пик погрузки данных грузов приходится на апрель-май, и к лету идёт коррекция. Очевидно, был частично реализован отложенный спрос на перевозки, накопленный в предыдущие месяцы 2025 года
По удобрениям наблюдается постепенное сокращение роста погрузки по отношению к предыдущему году. Если в январе 2025 г. превышение погрузки данного груза составляло +10,7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, то в январе-июле значение данного показателя составило +4,0%. А в июне и июле погрузка осуществляется с 0 изменением, т.е. на уровне 2024 года.
По промышленному сырью наблюдается значительное сокращение погрузки (-19,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года). Однако в целом нельзя говорить о столь значительном снижении промышленного производства в РФ, следовательно снижение погрузки данного груза может быть связано с косвенными факторами, включая проблемы допуска вагонов под перевозку, а также уход грузов на альтернативные виды транспорта.
Тарифный грузооборот за 7 месяцев 2025 года сократился на 1,5%, однако за июль сокращение резко ускорилось до -5,1%, что связано с сокращением погрузки грузов с большими плечами дальности, прежде всего каменного угля.
По обновленному прогнозу ИПЕМ, в 2025 году ожидается снижение объемов перевозки на 7,8% в базовом сценарии, на 6,5% — в позитивном, на 8,8% — в негативном.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности