16.07.2025

Погрузка нефти в июне: волатильность на фоне логистических перестроек

Погрузка нефти и продуктов ее переработки в июне 2025 года оказалась неустойчивой: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года она снизилась до 16,2 млн т, что 1,8% меньше, чем было в июне 2024 года, но все-таки достигнутый уровень на 0,1% больше, чем в июне 2023-го. Волатильность сказалась на всех основным структурных показателях – как по направлениям перевозок, так и по номенклатурам. В итоге железнодорожные перевозки попали словно бы в раскачивание на качелях. Подъемы и спады были характерными и на внутренних, и на экспортных маршрутах. Неравномерности указывали на очередной виток трансформации логистики.

Светлые номенклатуры

В сегменте светлых нефтепродуктов, по статистике информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», на внутренних направлениях прирост обеспечили дизтопливо (+7% к июню 2024 года) и керосин (+16%).

В первом случае повышенное потребление связано с необходимостью проведения дополнительных объемов сельхозработ и повышенными потребностями в разрезе спецперевозок. В последнем случае потребовалось экстренно переместить большие объемы топлива. Соответственно, для этого были востребованы железнодорожные цистерны. Ранее с подобными задачами вполне справлялся автотранспорт.

Потребление керосина в РФ выросло благодаря развитию внутреннего туризма и увеличения авиарейсов.

На экспортных направлениях прибавку обеспечили перевозки масел и смазок (+31%).

В минус на внутренних направлениях ушли отправки бензина (-2%), масел и смазок (-12%), а также прочих светлых нефтепродуктов (-49%).

По данным Петербургской биржи, в июне 2025 года спрос на бензин в России был высоким, однако биржевое предложение за ним не успевало. Возникли сложности с отправками по РЖД. Эксперты объясняют такую динамику разными причинами – сезонным спросом, ремонтами на НПЗ и сокращением субсидий для нефтяников. При этом трейдеры обратили внимание на то, что автомобильные перевозки бензина также снизились. Однако в гораздо меньшей степени, чем на РЖД.

Спад внутренних перевозок прочих светлых нефтепродуктов обусловлен неустойчивостью спроса в нефтехимической отрасли.

На экспортных направлениях в минус ушли бензин (-24%), дизтопливо (-25%) и прочие светлые нефтепродукты (-5%). Первые две номенклатуры – из-за вторичных санкций против РФ и смены логистики поставок, а последняя – из-за глобального спада в нефтехимии.

Темная сторона перевозок

Не менее пестрая картина сложилась и в сегменте темных нефтепродуктов.

На внутренних направлениях прирост обеспечила, по сути, только нефть (+16%), что связывают с необходимостью в кратковременных добавках сырья для НПЗ в связи с сокращением запасов топлива у трейдеров, сообщили участники рынка. А значит, можно ожидать некоторого увеличения его перевозок в июле. Вопрос только в том, куда переключится ожидаемая добавка – на РЖД или на автотранспорт. Эксперты предполагают, что ее все-таки возьмут на себя автоперевозчики, поскольку речь пойдет о гибких поставках в российские регионы.

Все остальные темные номенклатуры на РЖД на внутренних маршрутах в июне 2025 года ушли в минус, включая битум. Это кажется невероятным на фоне заявлений представителей правительства о повышенном внимании в начале лета к ремонту и строительству автодорог. Остается предположить, что битум переключился на автотранспорт. При этом на РЖД вырос экспорт битума (+36%). Почему – участники рынка объяснить затруднились. Дескать, таким сложился баланс спроса: экспорт битума рос всю весну. Но летом установлен рекорд по динамике вывоза данной номенклатуры за рубеж.

Итак, повторим, что кроме битума, все виды темных нефтепродуктов потянули экспортные железнодорожные перевозки вниз. Прежде всего это мазут (-9%) – из-за спада спроса на бункерное топливо на фоне падения грузоперевалки в морских портах РФ (оно по итогам года может превысить -10%), а также сложностей с логистикой доставки нефтепродуктов к морским терминалам. В частности, особенно остро эта проблема стоит для Дальневосточного бассейна, добавил аналитик крупного банка.

Прогноз

Ожидания участников рынка по поводу дальнейших результатов железнодорожных перевозок противоречивые.

Некоторые ожидают по итогам июля улучшения динамики погрузки нефти и продуктов ее переработки. В таком случае спад может составить менее 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Но другие указывают на возможность спада более 2%. При этом все респонденты сходятся в одном: в случае улучшения конъюнктуры внутри РФ дополнительные объемы топлива подхватит, скорее всего, автотранспорт. Улучшения погрузки на РЖД может обеспечить экспорт. Но тут все будет зависеть от того, как сеть будет пропускать цистерны в российские морские порты. Ожидаются дополнительные объемы отправок экспорта на юг.

Участники рынка надеются, что открытие аэропорта с новым терминалом в Геленджике, с одной стороны, увеличит внутренние перевозки керосина, а с другой – немного освободит железнодорожные магистрали от пассажирских поездов. В таком случае может сформироваться окно для экспорта нефтепродуктов в цистернах.

Источник: РЖД-Партнер