Покупать вагоны или брать в лизинг?
Тематика: Лизинг, ВТБ
20.08.2018

Покупать вагоны или брать в лизинг?

АО «ВТБ Лизинг» с этого года предлагает клиентам комплексное обслуживание Группы ВТБ при покупке железнодорожного подвижного состава. О новых подходах рассказывает генеральный директор компании Дмитрий Ивантер.

– Как вы оцениваете развитие лизинга подвижного состава в настоящий момент и какие тенденции формируются на рынке?
– В последние несколько лет рынок лизинга находится на подъёме. За прошлый год объём лизинга железнодорожной техники вырос более чем в два раза, доля этого сегмента увеличилась на восемь процентных пунктов, до 21%.
Основной фактор роста – это увеличение объёмов производства перевозимых товаров, в основном сырьевых. Это связано с общим подъёмом на рынке: высокий спрос на продукцию привёл к росту цен, которые сейчас находятся на привлекательных для производителей уровнях. Горнодобывающие и металлургические предприятия сейчас стремятся производить как можно больше продукции, а для её перевозки нужны вагоны. Компании, которым заводы поставляют подвижной состав, всё чаще в качестве финансирования обращаются к лизинговому инструменту. В результате лизинговый бизнес растёт.
Если раньше на рынке железнодорожной техники наблюдался некоторый дисбаланс – большая часть вагонов выбывала из эксплуатации по причине физического износа, а производственные мощности производителей ограничены и не могли справиться с замещением выбывающего парка, то сейчас ситуация начинает постепенно выравниваться. Соотношение спроса и предложения становится всё более сбалансированным. В перспективе это приведёт к снижению стоимости аренды подвижного состава и будет способствовать дальнейшему развитию лизингового рынка. Дополнительный резерв роста есть также в сегменте пассажирского подвижного состава и в ожидаемой либерализации рынка локомотивной тяги.

– В чём преимущества лизинга в сравнении с покупкой парка на кредитные средства?
– У лизинга есть целый ряд преимуществ. Лизинговый платёж в отличие от кредитного финансирования полностью относится на себестоимость продукции. Во-вторых, при лизинге применяется коэффициент ускоренной амортизации: действующая норма умножается на повышающий коэффициент до трёх, чего нет при покупке за счёт собственных или кредитных средств. Такой механизм позволяет быстрее относить эти затраты на себестоимость. В-третьих, лизинговые компании могут более либерально подходить к финансовому состоянию клиентов за счёт качественного имущественного покрытия. Это связано с тем, что предмет лизинга находится в собственности лизингодателя, а значит, сделка является для кредитора менее рискованной, чем предоставление банковских средств.
Ещё одним плюсом лизинга является более длительный период сделок – до 15 лет. Для железнодорожного транспорта сроки кредитов обычно меньше – пять-семь лет. Это период, на который банки готовы предоставлять кредиты по фиксированной ставке, на более длительный срок  рублёвые процентные ставки, конечно, сложно предсказать, хотя в последние годы политика ЦБ в этом отношении позволяет всем участникам рынка лучше понимать, куда они двигаются.
Кроме того, приобретение вагонов в операционный лизинг позволяет зафиксировать для себя на определённый период стоимость вагона как стоимость аренды. Это важно для компаний – операторов подвижного состава, поскольку рыночная цена вагона очень волатильна. Риски рыночной стоимости вагона при операционном лизинге остаются у лизинговой компании как у собственника имущества.
Что касается стоимости финансирования, то наша ставка по лизингу сейчас находится примерно на том же уровне, что и по кредиту в ВТБ.

– Вы упомянули о рисках кредитора. Насколько являются рисковыми сделки с железнодорожной техникой по сравнению с другими направлениями?
– Большинство крупных лизинговых компаний работали в разных экономических условиях и выстроили работу таким образом, чтобы они могли заниматься не только финансовым лизингом, но и операционной арендой. Поэтому риски по сделкам с вагонами не представляют высокой опасности для бизнеса. Железнодорожный транспорт – это тот актив, с которым можно переждать низкую фазу рынка, сдавая его в аренду.
Спрос на аренду вагонов есть всегда, так как для многих компаний – операторов подвижного состава – не важно, находятся вагоны в их собственности или нет. Главная цель клиентов – эффективно оперировать парком вагонов, правильно выстроив логистику.

– Каким парком сейчас владеет компания, какой подвижной состав  наиболее востребован и с чем это связано?
– На текущий момент парк компании «ВТБ Лизинг» составляет порядка 90 тыс. различных видов грузовых вагонов, также у нас есть небольшое количество локомотивов. В денежном выражении доля железнодорожной техники составляет 44% от совокупного портфеля компании «ВТБ Лизинг».
Крупные клиенты могут брать в лизинг до 10 тыс. вагонов, средняя партия составляет 5 тыс. единиц. В прошлом году мы реализовали порядка 11 тыс. вагонов, с учётом пролонгации договоров – примерно 20 тыс. Клиенты активно закупают полувагоны, специализированный подвижной состав, в частности – вагоны-хопперы. Вообще, сейчас все сегменты востребованы: объёмы производства сырьевых товаров, таких, как зерно, металлы, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, остаются на высоких уровнях.

– На ваш взгляд, по какой причине растёт стоимость вагонов и как это отражается на цене лизинга?
– Один из факторов роста стоимости вагонов – это повышение цен на металл и комплектующие. Кроме того, модели совершенствуются, инновационные вагоны обладают более высокими техническими характеристиками, что также сказывается на их стоимости.
Процентные ставки по лизингу в последние годы идут вниз вслед за ключевой ставкой ЦБ. Стоимость лизинга также зависит от уровня кредитного риска сделки, платёжеспособности клиента и его возможности эффективно оперировать парком.

– Государство планирует в 2018 году выделить 2 млрд руб. субсидий на стимулирование закупки инновационных вагонов. На ваш взгляд, это подстегнёт спрос на лизинг и есть ли у вас интерес к новому подвижному составу?
– Постановление правительства действует в отношении инновационных вагонов и, конечно же, стимулирует спрос. Компании-операторы заинтересованы в новой технике, так как перевозка в таких вагонах для них экономически выгодна. Производители инновационных вагонов, в свою очередь, находятся в хорошем положении за счёт высокого спроса.
У нашей компании, безусловно, есть интерес к новому подвижному составу. Доля инновационных вагонов в парке «ВТБ Лизинг» уже достигла 12%, и мы ожидаем, что она будет расти. Мы при покупке нового парка отталкиваемся прежде всего от запросов клиентов: клиент может определить, у какого именно производителя или продавца приобретать вагоны и по какой цене. Мы работаем в первую очередь с крупными предприятиями, у которых есть возможность производства больших партий вагонов и которые подтвердили свою репутацию.

– Насколько остро ощущается конкуренция на рынке лизинга и какие преимущества есть у вашей компании?
– Железнодорожный транспорт – это высококонкурентный сегмент, все крупные лизинговые компании в нём представлены. Помимо конкуренции по ставкам, лизинговым компаниям важно уметь подходить к сделке индивидуально, при необходимости искать и находить нестандартные решения, ориентируясь на запросы клиентов. К тому же мы, к примеру, имеем высококвалифицированный технический персонал и можем предложить клиентам проведение ремонта вагонов нашими силами с целью поддержания парка в наилучшем техническом состоянии. Такие предложения есть всего у нескольких лизинговых компаний на рынке.
Кроме того, наша компания поддерживает давние партнёрские отношения с ведущими производителями вагонов. Поэтому мы имеем возможность поставлять их в требуемые для наших клиентов сжатые сроки.
Одним из наших главных преимуществ является слаженная работа с Банком ВТБ и его дочерними компаниями. Благодаря этому мы можем предоставлять клиентам целый комплекс финансовых продуктов, например, финансирование оборотного капитала, страхование, факторинг, зарплатные проекты. Когда все предложения собираются в одно целое, это действительно удобно.

Источник: ГУДОК