15.03.2019

Помощь регуляторам

Сергей Мальцев, председатель совета директоров, директор по стратегии группы Globaltrans, председатель комитета по железнодорожному транспорту Союза транспортников России.

– Сергей Валентинович, почему возникла необходимость в создании отдельного комитета по железнодорожному транспорту в структуре Союза транспортников и какие отраслевые проблемы он будет решать?
– Союз транспортников России образован в 2003 году в ходе структурной реформы железнодорожного транспорта и в течение всех этих лет участвовал в процессах формирования государственной политики и законотворчества в транспортной сфере. Создание комитета по железнодорожному транспорту особенно актуально на текущем этапе. Хотелось бы отметить значительную роль Виталия Борисовича Ефимова, президента Союза транспортников России, первого заместителя председателя комитета Государственной думы РФ по транспорту и строительству, в создании комитета, его поддержку в работе и глубокое понимание проблем транспортной отрасли. Основная задача комитета – обозначить и проанализировать проблемы железнодорожной отрасли во взаимосвязи с другими видами транспорта и на этой базе сформировать профессиональные выводы и предложения для развития транспортной инфраструктуры.
На сегодняшний день государство обозначило масштабные планы модернизации железнодорожной инфраструктуры, в частности принят комплексный план развития магистральной инфраструктуры, на согласовании в Правительстве РФ находится Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД». При этом правительство ставит вопрос о механизме взаимной ответственности потребителей услуг и инфраструктурных компаний за обеспечение загрузки создаваемых мощностей в согласованных объёмах. Для реализации этих поручений Минтранс и Министерство экономического развития РФ подготовили предложения о сбалансированном разделении рисков и доходности создаваемой инфраструктуры между поставщиком и покупателем. Также предложено изменить систему планирования грузовых перевозок с учётом выбора приоритетных грузов и грузоотправителей, резервирования инфраструктуры путём внесения грузоотправителем предоплаты после согласования заявки на перевозку, разработать правила недискриминационного доступа к услугам по перевозке грузов на железной дороге, ввести в практику контракты take-or-pay, перейти к договорным инвестиционным тарифам и прочее.
Таким образом, в ближайшем периоде предстоит значительная работа над законодательством в сфере железнодорожного транспорта. И, надеюсь, мы в составе созданного комитета сможем представить государственным органам качественную позицию по вопросам железнодорожного транспорта.

– По каким направлениям комитет начнёт работать в первую очередь?
– В настоящий момент Федеральная антимонопольная служба (ФАС) работает над созданием новой регуляторной модели в сфере естественных монополий и тарифного регулирования. В стадии публичного обсуждения находится проект новой редакции закона о конкуренции, которым, по сути, отменяется закон о естественных монополиях. Он вводит такие понятия, как естественная монополия, субъект естественной монополии, сетевой актив. ФАС предлагает активизировать развитие конкуренции на смежных с естественными монополиями товарных рынках, унифицировать способы, методы и формы госконтроля в сферах естественных монополий.
Этот законопроект является регуляторным актом высшего уровня, в том числе для железнодорожного транспорта, портов, и имеет высокий потенциал. Возможно, что для железнодорожного транспорта необщего пользования данные изменения скорее позитивны, заложены предпосылки для его исключения из сферы естественной монополии. В то же время существуют риски избыточного регулирования в конкурентном секторе на железнодорожном транспорте. Нам необходимо всесторонне оценить последствия его введения.
В стадии межведомственного согласования находится законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». Этим документом предлагается определить сферы, методы и основные подходы к регулируемым тарифам. У экспертов много вопросов к документу, а именно – в части формирования источников инвестиций для регулируемых компаний, перекрёстного субсидирования, сроков установления тарифов, полномочий контролирующих органов и другие. Проект также имеет большое значение для отрасли. И мы сможем поработать над его совершенствованием.
Я назвал только два блока вопросов, но их значительно больше, остаются и вопросы совершенствования технологии, правил перевозок, технических регламентов.

– Когда будет сформирован состав участников комитета?
– Мы планируем сформировать персональный состав комитета уже в ближайшей перспективе. Конечно, в него войдут члены Союза транспортников России, ассоциаций предприятий и организаций транспортной отрасли. Кроме того, мы планируем привлечь дополнительных экспертов.

Источник: ГУДОК