28.08.2018

Правительство хочет отказаться от субсидирования закупки грузовых вагонов

В правительстве заговорили о том, что кризис в российском машиностроении миновал, спрос восстановился, а потому отпала и необходимость в выделении дополнительных средств бюджета на его поддержку. Рабочая группа по бюджетным проектировкам на 2019–2021 годы предложила подумать об отказе от «антикризисной» помощи в автопроме, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, легкой промышленности, а также урезать субсидирование судостроения. Ряд секторов теоретически могут обойтись без господдержки, но во многих ее отсутствие рискует обернуться очередным серьезным спадом производства.

Среди мер, которые могут быть сокращены, если последовательно исполнить идею рабочей группы,— субсидирование закупки инновационных вагонов (с повышенной нагрузкой на ось в 25 тонн). Согласно бюджетным проектировкам, на 2019–2021 годы, на это цели было запрошено по 2,5 млрд руб. в год, но их выделять не планируют. Госсубсидии инновагонов дают с 2014 года и продлевают их каждый год, хотя финансирование, круг адресатов и номенклатура вагонов сужаются. В 2016 году господдержка вагоностроения составила 10 млрд руб., из которых 3 млрд руб.— заводам на субсидирование скидки для покупателей инновагонов, а 7 млрд руб.— на субсидирование самой закупки, в 2018 году было выделено всего 2 млрд руб.— только покупателям, но не самых востребованных обычных и полувагонов, а спецпарка и супертяжеловесных полувагонов (27 тонн на ось).

На продолжении субсидирования инновагонов, по данным “Ъ”, настаивали угольщики, которым в силу специфики груза и маршрутов этот парк приносит наибольшую выгоду. Кроме прямых госсубсидий, спрос на инновагоны косвенно стимулируется и тарифными скидками от ОАО РЖД (дают до 27% скидки к базовому уровню оплаты порожнего пробега). Но источники “Ъ” говорят, что сейчас ряд операторов добиваются отмены и скидки, аргументируя это тем, что она уже выполнила задачу (за время ее действия инновационный парк вырос почти в 20 раз), а субсидирование через порожний пробег привело к росту его объемов и дефициту вагонов под перевозку традиционно попутных грузов (например, щебня) на ряде ключевых направлений.

В Минтрансе запрос “Ъ” перенаправили в Минпромторг, в ОАО РЖД и вагоностроители от комментариев отказались. Но серьезного беспокойства участники рынка не проявляют. «Все пока на уровне разговоров,— говорит источник “Ъ” среди вагоностроителей.— Но кризис в отрасли действительно прошел».

Источник: КОММЕРСАНТ