В сегодняшней ситуации, когда рынок ремонта подвижного состава стремительно идет вниз, обновляя печальную статистику минимальных показателей за многие годы, одним из решений непростой задачи оптимизации модели взаимодействия между вагоноремонтниками, операторами и собственниками подвижного состава, может стать переход от «пакетного ремонта» по фиксированным ценам на работу по прейскуранту на основании официально составляемой ремонтной диагностической ведомости (РДВ).
Главным преимуществом такого подхода является комплексность и прозрачность процедуры ремонта. Дефектная ведомость фиксирует все выявленные дефекты, неисправности и поломки в процессе осмотра вагона, поступившего в вагоноремонтное депо. На основании этого рассчитывается смета, в которой построчно указывается стоимость запланированных ремонтно-восстановительных работ. В итоге заказчик ремонта абсолютно четко видит, сколько и за что он платит. А исполнители работ постатейно обосновывают стоимость расходов на ремонт.
Преимущества от такого взаимодействия получают обе стороны договора. Так, заказчик получает контроль над объемом и итоговой стоимостью ремонта, детально проверяя соответствие перечисленных в смете работ их фактическому объему ремонта и уточняя необходимость всех указанных материалов. Вагоноремонтное депо должно показать обоснованность затрат. Другими словами, РДВ помогает снять недоверие и ответить на неизбежные вопросы владельца вагона «Что именно вы сделали?» и «Почему так дорого?», а также исключает ситуации выставления «закрытого» счета на крупную сумму без расшифровки. Кроме того, РДВ служит важным документом в случае возникновения претензий к подрядчику. Если отраженные работы выполнены с нарушениями или не выполнены вовсе, заказчик получает законное основание для предъявления обоснованной претензии. В конечном счете, все это позволяет владельцу вагона более точно планировать расходы на его ремонт или обслуживание.
В свою очередь, вагоноремотные предприятия смогут снять большинство вопросов о формировании стоимости ремонта, наглядно демонстрируя, из чего складывается итоговая цифра для оплаты: стоимость материалов и запасных частей, их номенклатура и количество, трудозатраты на проводимые ремонтные операции… Четкое определение границ работ предотвращает появление требований выполнить работы, «которые и так подразумевались», но не были включены в итоговую ведомость.
РДВ заменяет несколько документов, являясь основанием не только для выполнения работ, но и для их приемки, и для расчета стоимости – не нужно отдельно составлять дефектную ведомость, затем смету, затем акт выполненных работ. Бухгалтерия обеих сторон четко видит, что именно оприходовано, списано или принято к учету, а это в свою очередь упрощает налоговый и управленческий учет.
Предлагаемая система абсолютно не нова. Можно привести в пример достаточно явную аналогию. Такой механизм повсеместно применяется при проведении ремонта и техобслуживания автомобилей на СТО. Начальник автопарка или опытный автолюбитель не отдаст свою любимую машину неизвестным мастерам с непрозрачным ценообразованием – он предпочтёт осуществить обслуживание или ремонт в проверенном сервисе, где получит полный перечень использованных запчастей, с указанием информации о их количестве и качестве, а также подробный отчет о проведенных операциях и предоставленных гарантиях.
Расчетно-дефектная ведомость – эффективный инструмент современных деловых отношений между заказчиком и исполнителем. Документ превращает сложный и зачастую конфликтный процесс ремонта вагонов и устранения дефектов в прозрачную и управляемую документально оформленную процедуру, минимизирующую риски для всех участников. В 2025 году взаимодействие через РДВ показало свою эффективность при проведении капитальных ремонтов вагонов, которым сегодня уделено особое внимание. Это позволило объективно посмотреть на реализуемый объем ремонта, стоимость и качество его проведения. Уже сегодня вагоны, которые отремонтированы не по минимально возможным требованиям, а на действительно достойном уровне, поступают на железнодорожную сеть, что в сегодняшних напряженных условиях очень важно для обеспечения безопасности и стабильности перевозок.
Таким образом, РДВ становится не просто формальным документом, но и важным элементом успешного сотрудничества, укрепляющим доверие между сторонами. А вагоноремонтные предприятия, входящие в состав членов Союза вагоноремонтных предприятий, планируют и дальше продолжать работу по расширению использования в своей деятельности этого необходимого инструмента организации взаимоотношений.
Автор: Исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий Лосев Дмитрий Николаевич.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности