17.06.2025

Приписка грузовых вагонов: аудит вместимости путей

РБК провели анализ телеграммы РЖД о порядке определения емкости путей необщего пользования и его влиянии на рынок грузовых вагонов. В частности, из общей полезной длины путей необщего пользования для приписки грузовых вагонов исключаются выставочные пути, пути для грузовой работы и коммерческих операций, пути для перемещения. Скорее всего, текущий аудит емкости путей покажет ее недостаточность, что приведет к росту цен на услугу приписки вагонов.

Оценка емкости пути – очередной шаг в плане

Апрельская телеграмма железнодорожного холдинга по определению емкостей путей для приписки вагонов является развитием событий конца 2024 года, когда РЖД ограничили возможность приписки новых вагонов на станции, прилегающие к вагоностроительным заводам. Тогда благодаря совместной работе РЖД и вагоностроителей был обеспечен постепенный выпуск новых вагонов на сеть.

В то же время действующая система приписки грузовых вагонов уже не соответствует сложившейся практике работы, поэтому планировалось вернутся позже к вопросу ее изменения в более размеренном режиме.

Телеграмма РЖД – это один из шагов выстраивания новой системы. Ключевой ее задачей является определение потенциальной емкости путей приписки. Следующими шагами, скорее всего, будет сверка уже приписанных вагонов к определенной емкости, а также административный запрет приписки вагонов к станциям с полностью заполненной емкостью.

О системе приписки

На мой взгляд, достижение математического равенства между расчетной емкостью путей приписки и парком вагонов не совсем корректно. Следует учитывать, что подавляющее большинство вагонов задействовано в перевозочном процессе и не нуждается в отстое.

Вагоны, которые требуют «принудительной парковки», могут находиться за тысячи километров от своей станции приписки и их нецелесообразно гнать в порожнем состоянии через полстраны. Поэтому их будут отставлять в местах фактического нахождения на станциях, где они не должны мешать перевозочному процессу.

Другими словами, станция приписки вагона не тождественна станции отстоя в случае невостребованности парка. Исходя из вышесказанного считаю, что парк вагонов на сети может в 4-5 раз превышать емкость путей приписки.

При этом все равно остается актуальной задача по созданию новых «парковочных» мощностей в местах массовой погрузки грузов или на пути следования грузопотоков.

О перспективах вагоностроения

2025 год будет непростым для вагоностроения. Уже наблюдается существенное снижение выпуска и в лучшем случае будет сделано около 55 тыс. вагонов (-26% к 2024). Перспективы 2026 года еще более пессимистичные.

Причин сокращения выпуска довольно много, включая снижения грузовой базы и неопределенность в ее динамике, высокую ставку ЦБ, низкие объемы списания вагонов, административные действия по снижению «профицита» парка.

На этом фоне изменение системы приписки может не оказать существенного влияния на выпуск вагонов, однако многое будет зависеть от результатов аудита емкостей путей приписки и жесткости административных действий при выявлении формального дефицита вместимости.

Источник: ROLLINGSTOCK Agency