14.10.2025

Приписывать вагоны к станциям начнут онлайн

Дискуссии о правилах и процедурах приписки вагонов к инфраструктуре общего пользования обострились в последние месяцы в связи с проектом приказа Минтранса "Об установлении Правил приписки владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям" и внедрением с 1 октября цифрового сервиса приписки. В истории вопроса и текущем положении вещей разбирался корреспондент "Гудка".

Резерв Минтранса 

До начала массовой приватизации парка грузовых вагонов на сети железных дорог существовал механизм отстановки подвижного состава в резерв Министерства путей сообщения России. Порядок отстановки, содержания, изъятия и учета вагонов определялся соответствующей инструкцией.

Механизм носил регулировочный характер – размер резерва определялся избытком вагонов, которые по условиям работы требовалось исключить из рабочего парка. Таким образом регулировалась сезонность перевозок, исключалось массовое "затоваривание" станций в период пиковых перевозок и регулировался подвод вагонопотоков к крупным узлам.

В случае планирования длительного нахождения вагонов в резерве вагон после специальной подготовки (зачистки от остатков груза, приведения его к технически допустимым параметрам эксплуатации) направлялся к месту приписки.

После приватизации парка новые собственники вагонов сочли эту процедуру нерациональной. Идею упрощения порядка приписки вагонов к станциям поддержали и федеральные органы исполнительной власти. С 2008 года шел процесс передачи инвентарного парка РЖД в дочерние и зависимые организации, при этом вагоны приписывались к станциям на пути общего пользования.

Учет и контроль 

Сегодня, когда на рынке действует более 1800 операторских компаний, владеющих парком грузовых вагонов, ключевое значение для устойчивого функционирования железнодорожной отрасли приобретает соблюдение технологической дисциплины, устанавливаемой транспортным законодательством, рассказали "Гудку" в Центральной дирекции управления движением (ЦД) ОАО "РЖД".

Порядок приписки вагонов определяется Правилами приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденными приказом Минтранса России от 28 марта 2006 года № 35.

Приписка необходима, чтобы владелец инфраструктуры мог определить станцию, куда должен быть возвращен железнодорожный подвижной состав, не задействованный в перевозочном процессе. Эта мера применяется в случае, если на основании сведений, содержащихся в перевозочных документах, либо иных данных не представляется возможным определить станцию назначения, принадлежность железнодорожного подвижного состава, а также местонахождение его владельца и при этом отсутствуют указания о станции, на которую должен быть отправлен железнодорожный подвижной состав, объяснили в ЦД.

Приписка вагонов осуществляется владельцем инфраструктуры на основании заявки владельца вагона, содержащей в том числе информацию о месте отстоя вагона.

В случае если местами отстоя являются железнодорожные пути необщего пользования, приписка осуществляется к железнодорожным станциям, к которым те примыкают. До представления заявки владельцу инфраструктуры она подлежит согласованию с владельцем железнодорожного пути необщего пользования. Это является показателем того, что владелец железнодорожного пути необщего пользования понимает риски, связанные с возвращением вагона к месту приписки.

Цифровое настоящее

В ОАО "РЖД" совместно с Росжелдором и Министерством транспорта РФ проводится работа по автоматизации приписки грузовых вагонов новой постройки. Это позволит собственнику подвижного состава в цифровом формате, средствами модуля "Личный кабинет клиента ОАО "РЖД", осуществить приписку нового подвижного состава с проверкой емкости и достоверного учета количества грузовых вагонов на путях приписки.

"Это первый полностью цифровой инструмент, позволяющий операторам грузовых вагонов и владельцам путей необщего пользования приписывать вагоны к станциям онлайн, без бумажных заявок. Если раньше срок согласования заявки владельцем инфраструктуры составлял до 20 дней, то теперь этот процесс занимает меньше минуты. Все необходимые контрольные процедуры выполняются автоматически, без участия специалистов Дирекции управления движением. Согласованные заявки о приписке автоматически передаются в базу Росжелдора, что повышает юридическую значимость процедуры", – подчеркнули в ЦД.

Переход к цифровой модели согласования станции приписки в дирекции называют важным шагом, который повысит эффективность, прозрачность и безопасность учета вагонных парков. Плюсами цифровой процедуры являются исключение ручного труда, ускорение обработки заявок и сокращение времени принятия решения. Также она позволяет повысить корректность данных, снизить количество ошибок, связанных с человеческим фактором, и обеспечить сопоставимость данных между участниками рынка и ОАО "РЖД".

Источник: НПК