Количество простаивающих на сети ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) вагонов, по данным холдинга, превышает 95 тыс. единиц. Опрошенные ТАСС эксперты считают, что это сезонное явление и говорить об ухудшении экономической ситуации в стране или затруднении грузовых перевозок не стоит.
"Деятельность грузового транспорта неразрывно связана с ситуацией в промышленном сегменте экономики – значительная часть движения грузов связана с их приобретением. Структура транспортной отрасли стабильна во времени, и в 2018 году на долю железнодорожного транспорта пришлось 46% грузов, без учета трубопроводного – 87%", – пояснил ТАСС заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев, слова которого передала пресс-служба.
Институт использует данные о погрузке как один из основных показателей при расчете индекса спроса на промышленную продукцию в России. Аналогичным по информативности показателем выступает потребление электроэнергии.
"Оба значения можно назвать "лакмусовыми бумажками" состояния экономики", – заключил Григорьев.
Падение погрузки
Вместе с тем объемы перевозок по железной дороге в последнее время начали вызывать опасения. Погрузка на сети РЖД в 2019 году снизилась на 0,9%, до 1,278 млрд тонн. Как ранее говорил журналистам заместитель генерального директора холдинга Алексей Шило, прогноз на январь скорректировали – ожидается падение погрузки не на 3,3%, как предполагалось, а на 4,9%. Топ-менеджер РЖД пояснял, что основной причиной послужило интенсивное снижение перевозок угля. Ситуация обусловлена падением цен на твердое топливо на западных рынках. Особенно остро это отразилось на перевозках угля в направлении портов Северо-Запада – они снизились на 2,5% по сравнению с январем годом ранее.
Как считает заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин, основная причина простоя вагонов в декабре – январе – желание РЖД улучшить показатели погрузки в условиях, когда порты не могут справиться с обработкой такого количества грузов.
"РЖД в декабре-январе принимали к перевозке в направлении портов большее количество полувагонов, чем могли своевременно обработать порты, что неизменно приводит к такому явлению, как "брошенные" поезда", – сказал он.
Тем не менее, как отмечает эксперт, снижение грузовой базы в январе – явление обычное, и оно всегда рождает сезонный профицит подвижного состава на сети.
"По нашим оценкам, профицит вагонов на данный момент составляет около 120 тыс., из них 80 тыс. – это полувагоны. Мы говорим о том подвижном составе, который не участвует в грузовых операциях больше месяца. В марте – апреле, если погрузка восстановится до уровня прошлого года, профицит полувагонов может сократиться до 40-45 тыс. единиц, при условии, что угольщики смогут активно поставлять твердое топливо в Китай", – сообщил ТАСС гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Плюсы избытка вагонов
Шило в разговоре с журналистами отмечал, что у избытка вагонов есть свои плюсы. В подобной ситуации наблюдается существенное снижение ставок на предоставление подвижного состава. Средневзвешенная суточная ставка аренды вагона составляет на данный момент 1,4 тыс. руб., в некоторых случаях она снижается до 1,2 тыс. руб. По словам топ-менеджера РЖД, снижение ставок вместе со скидками, которые холдинг предоставляет грузоотправителям, станет хорошим стимулом для экономики перевозок.
Безбородов напомнил, что для января характерно не только снижение погрузки – значительное количество вагонов в это время традиционно находится вне перевозочного процесса.
"Показатель для января совершенно нормальный – мы говорим всего о 8% парка (общий парк вагонов на сети российских железных дорог составляет около 1,1 млн единиц – прим. ТАСС). Январь – это время, когда вагоны уходят в плановый ремонт, меняют собственника, операторы оформляют документы на подвижной состав в Росжелдоре. Для компаний зимний период – традиционно возможность без ущерба для бизнеса все это сделать", – заключил эксперт.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности