26.03.2024

Роль первого плана

По итогам проведенного в 2023 году сравнительного анализа деятельности 83 железнодорожных компаний мира ОАО «РЖД» вошло в тройку наиболее технологичных и быстро адаптирующихся к изменениям. Об этом было заявлено на прошедшем в конце минувшей недели в Москве ежегодном Совете главных инженеров ОАО «РЖД».

«Сегодня в силу стремительного развития технологий роль инженера выходит на первый план», – подчеркнул на заседании генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Он напомнил слова президента страны, который в Послании Федеральному собранию уделил внимание направлениям достижения технологического суверенитета России. В частности, Владимир Путин отметил, что создание сети высокоскоростных магистралей (ВСМ) даст мощный импульс интенсивному развитию инжиниринга, энергетики, производству новых конструкционных материалов и электротехники, систем управления и обеспечению безопасности движения.

«Помимо проекта ВСМ, о котором я уже упомянул, перед компанией стоят и другие масштабные задачи. Это увеличение провозной способности Восточного полигона, развитие международных транспортных коридоров, наращивание сети квантовых коммуникаций», – заявил глава РЖД.

Итоговый результат

«В 2023 году основные задачи, возложенные на инженерный корпус, выполнены», – сообщил заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов. По его словам, работа инженерного блока по повышению надежности технических средств и совершенствованию технологий способствовала снижению количества потерь поездо-часов на 23% к 2022 году. Обеспечена экономия топливно-энергетических ресурсов на сумму 6,5 млрд руб. Общее число травмированных на производстве снизилось на 11%. Введено в эксплуатацию 2148 км магистральной квантовой сети, длина которой теперь составляет 3295 км и охватывает 10 крупных городов. В этом году планируется довести протяженность сети до 7000 км, а к 2030-му – до 15 000 км.

С целью достижения технологического суверенитета подобраны аналоги для более 3 тыс. наименований импортных комплектующих железнодорожной техники. В 2023-м на производство поставлены несколько серий подвижного состава с долей отечественных комплектующих более 90%. Это локомотивы 2(3)ТЭ28, 2(3)ЭС8; электропоезда ЭП2ДМ, ЭП3Д, ЭС104 «Финист», ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0»; три модели грузовых вагонов, одна модель пассажирского вагона локомотивной тяги.

«В том, что касается наиболее сложных и перспективных проектов, ведется самостоятельная работа по созданию подвижного состава, прежде всего высокоскоростного электропоезда для высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург», – сказал Анатолий Храмцов.

Никто этого не делал

Разработкой конструкций для ВСМ занимается созданный компанией в 2019 году Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта (АО «ИЦ ЖТ»). «Первой задачей стоит создание поезда с конструкционной скоростью движения 360 км/ч. Это значит, что на испытаниях мы должны весь комплекс работ провести со скоростью 400 км/ч. Разогнать полтысячи тонн и затормозить. Тормозной путь в этом случае составляет около 8 км. Аналогичные системы в мире создавали единицы стран, а в России этого никто и никогда не делал. Сегодня данную работу ведет коллектив ИЦ ЖТ», – подчеркнул начальник Департамента технической политики Владимир Андреев.

Уже полностью завершен эскизный проект первого отечественного поезда для ВСМ и начат технический проект, в котором прорабатываются дизайн и конструкция вагонов поезда; ведутся аэродинамические расчеты; разрабатываются конструкции моторной и немоторной тележек, компоновка и устройство тягового привода.

По отдельным элементам проект выходит на стадию выпуска рабочей конструкторской документации, полный комплект которой будет готов к концу 2025 года. С 2027-го начнутся испытания поезда с целью получения сертификата соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза. К запуску в промышленную эксплуатацию первые высокоскоростные поезда будут готовы в 2028 году.

Параллельно ИЦ ЖТ проводит разработку контактной сети для движения со скоростью 400 км/ч (КС-400). «Единственная в РФ команда разработчиков, способная с нуля создать такую контактную сеть, работает сегодня в холдинге «РЖД». Никто, кроме них, решить эту задачу на текущий момент не в состоянии», – подчеркнул Владимир Андреев.

Сейчас заканчивается разработка технических требований на элементы КС-400, выстраиваются производственные цепочки по выпуску составных частей конструкции. К концу года будет проведено математическое моделирование, которое позволит проверить технические решения. После пройдут «натурные» испытания. А в 2026-м ожидается начало сертификации изготовленных элементов сети, после чего возможно масштабное строительство.

Вместе с тем специалисты АО «НИИАС» создают российскую систему управления и обеспечения безопасности движения поездов, предназначенную для автоматизированной регулировки движения на скорости до 400 км/ч. Это единый комплекс, включающий информационную управляющую систему, средства железнодорожной автоматики, бортовые устройства управления и обеспечения безопасности движения.

В настоящее время разработан комплект документов, необходимых для создания опытного образца системы, утверждены технические решения, выполнено моделирование работы стрелочного перевода, программно-аппаратного комплекса диагностики и мониторинга. И эта система уникальна для России, она является настоящим прорывом в автоматизации процесса управления движением.

Мировые лидеры

Обладая такими наработками, ОАО «РЖД» уверенно входит в число технологически наиболее развитых железнодорожных компаний мира. Анатолий Храмцов рассказал, что в прошлом году Московский государственный университет провел технологическое сопоставление развития 83 крупнейших железнодорожных компаний мира, включая РЖД. Анализ показал, что холдинг входит в тройку наиболее технологичных и быстро адаптирующихся к изменениям железнодорожных компаний наряду с Deutsche Bahn (Германия) и SNCF (Франция).

«При этом мы заняли ведущие позиции в области инновационного развития, внедрения решений в сфере автоматизированного управления перевозками и подвижным составом, в цифровом управлении загрузкой инфраструктуры, технологий «Виртуальная сцепка» и квантовых коммуникаций. Холдинг также признан лидером по доле грузовых отправок, реализованных с соблюдением установленного срока доставки, по выполнению расписания движения пассажирских поездов и по удельной энергетической эффективности производственной деятельности», – уточнил Анатолий Храмцов.

Фото: Аркадий Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД».

Источник: РЖД