26.06.2024

Россия немного контейнервничает

Контейнерные перевозки в РФ продолжают расти, несмотря на инфраструктурные ограничения.

По данным FESCO, в январе-мае объем рынка вырос на 10%, быстрее всего увеличились внутренние перевозки и транзит.

Негативно на рынок влияет усиление экспортноимпортного дисбаланса и скопление стоков порожних контейнеров в центре и на северо-западе. Но участники отрасли прогнозируют продолжение роста и в целом по году вплоть до 10% в случае снятия ограничений.

По данным FESCO, перевозки контейнеров в России по итогам января-мая выросли на 10% к тому же периоду 2023 года, до 2,76 млн TEU. В мае объем контейнерного рынка увеличился на 6%, до 580 тыс. TEU. Позитивная динамика отмечается по всем направлениям. Так, контейнерный импорт вырос на 7%, до 1,18 млн TEU, экспорт – на 10%, до 760 тыс. TEU. Наибольший рост показали внутренние перевозки – на 16%, до 564 тыс. TEU, и транзит – на 19%, до 249 тыс. TEU. В FESCO уточняют, что основным драйвером рынка остаются перевозки через порт Санкт-Петербург.

Статистика FESCO учитывает объем перевозок груженых контейнеров через порты, железной дорогой и большую часть перевозок автотранспортом. По данным ОАО «РЖД», за первые пять месяцев 2024 года во всех видах сообщения перевезено свыше 3,2 млн TEU груженых и порожних контейнеров, что на 9,1% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Перевозка только груженых контейнеров выросла на 7,5%, до 2,35 млн TEU. На сети ОАО «РЖД» наиболее динамично росли перевозки продуктов перемола, химических и минеральных удобрений, строительных грузов, автомобилей и комплектующих, мяса, масла и других продуктов.

В FESCO «Ъ» сказали, что прогнозируют рост контейнерного рынка России на 6-8% по итогам 2024 года «с учетом всех факторов и при сохранении ограничений на перевозку контейнеров на Восточном полигоне». Исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков в интервью «Ъ» прогнозировал рост рынка на 10% в этом году, отмечая, что динамика будет зависеть от квот на отправку контейнерных поездов на Дальний Восток (см. «Ъ» от 14 мая). В ОАО «РЖД» сказали, что ожидают продолжения роста контейнерных перевозок в 2024 году. «Этому будет способствовать развитие сети специализированных терминалов и площадок, технологии перевозок контейнеров в полувагонах, использование нового погранперехода с КНР (Нижнеленинское – Тунцзян) и другие решения», – отмечают там.

Но рынок остается под влиянием и негативных трендов. Как рассказывали «Ъ» участники отрасли, количество порожних контейнеров в Китае резко сократилось, что повлияло на стоимость перевозки. В России в этих условиях резко увеличился дисбаланс между контейнерным импортом и экспортом и выросли стоки порожних контейнеров в Центральном транспортном узле и на северо-западе, которые невозможно вернуть обратно в Китай (см. «Ъ» от 3 июня). Экспорт контейнеров из РФ сковывает сокращение выделенных квот на пропуск контейнерных поездов на Дальний Восток (см. «Ъ» от 11 марта).

«Безусловно, это сдерживающие факторы для более масштабного роста рынка», – говорят в FESCO. Тем не менее, отмечают в компании, контейнерные перевозки продолжают увеличиваться в том числе за счет новых логистических направлений – кратно растет Индия, страны Юго-Восточной Азии. Сергей Авсейков указывает, что контейнерный сегмент остается самым позитивным на логистическом рынке, хотя из-за инфраструктурных ограничений контейнерные перевозки на восток снизились на 20% год к году.

Как отмечает господин Авсейков, важно возобновить меру по направлению на восток дополнительных контейнерных поездов, которая применялась по поручению президента РФ в 2023 году. По его словам, это можно предусмотреть в рамках временных правил или правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые вступят в силу с сентября. В случае даже частичного снятия ограничений до уровня прошлого года контейнерные перевозки могут вырасти на 10-11% в целом и на 20-30% в направлении Дальнего Востока, подсчитал Сергей Авсейков.

В ОАО «РЖД» «Ъ» сообщили, что компания использует все возможности для дополнительного пропуска поездов на восток в рамках действующих временных правил очередности. Для максимизации полезного использования пропускной способности применяются технологии вождения соединенных контейнерных поездов, добавляют там.

Фото: Валерий Шарифулин. ТАСС.

Источник: РЖД-Партнер