20.12.2024

Рост железнодорожных тарифов все больше ведет к риску потери грузов

Как отмечено в презентации заместителя генерального директора ИПЕМ Александра Синева, если в 2003 году доля перевозок железнодорожным транспортом в объеме реализации по строительным грузам составляла 49%, лесным – 66%, зерновым – 68%, цементу – 71%, то в 2023-м аналогичный показатель стал по строительным грузам 14%, лесным – 25%, зерну – 30%, цементу – 38%.

Кроме того, исходя из соотношения тарифов на автомобильные и железнодорожные перевозки, с учетом нынешней логистики в зоне высокого риска находятся такие грузы, как черные металлы и минудобрения (на расстояние 1,5 тыс. км и менее), а также химикаты (на расстояние 2 тыс. км и менее).

Сегодня серьезной проблемой является достижение пределов платежеспособного спроса. «Мы входим в зону так называемых ножниц спроса и предложения, когда действительно экономически обоснованные издержки без всяких накруток будут превышать тот уровень, который способен заплатить клиент для того, чтобы его груз был вывезен», – сказал А. Синев.

Он отметил, что индексация тарифов естественных монополий занимает второе место по вкладу в инфляцию. «Индексировать опережающими темпами тарифы естественных монополий означает стрелять себе в ногу. Как только мы повышаем тарифы естественных монополий, тут же повышаются издержки у поставщиков, и поставщики это возвращают уже через 1–3 месяца в издержки естественных монополий. То есть мы говорим о том, что, скорее всего, к июню-июлю возникнет вопрос о необходимости еще дополнительной индексации», – не исключил А. Синев.

Источник: ИПЕМ