С момента принятия решения о разделении паровозного и вагонного дела 3 июля 1933 года, вагонное хозяйство, выделившееся в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта, получило четкую организационную структуру: вагонное депо (ВЧД) — вагонный участок (на отделении) - служба вагонного хозяйства на дороге (В)— Центральное управление вагонного хозяйства в НКПС или сокращенно ЦВ. Так за 91 год истории было не менее 20 руководителей главка, в разные времена который носил названия - Главного управления вагонного хозяйства, Департамента вагонного хозяйства МПС СССР и России, и далее ОАО "РЖД", а так же в настоящее время Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД". Данная статья написана про руководителей, чью биографию смогли найти в открытых источниках интернета. Большинство архивной информации о Министерстве путей сообщения СССР (МПС СССР), за период 26.10.1917-20.01.1992, Народного комиссариата путей сообщения РСФСР (НКПС РСФСР) за период 26.10.1917-06.07.1923, Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС СССР) за период 06.07.1923-15.03.1946, Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС России) за период 1992—2004 годов находится в Российском государственном архиве экономики, в связи с ликвидацией Министерства путей сообщения, которое являлось правопреемником МПС СССР и осуществлявшее управление в области железнодорожного транспорта. В настоящее время проводится работа с архивными фондами, для восстановления полной истории вагонного хозяйства.
Наибольший пробел в архивной информации о руководителях вагонного хозяйства с 1937 года по 1962 год.
Руководители ЦВ с 1933 год по н/в
С августа 2023 года по настоящее время Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры возглавляет Хойхин Роман Александрович.
Хойхин Роман Александрович
Сапетов Михаил Владимирович
Сакеев Алексей Иванович
С 2000 года по 2014 занимал руководящие должности в ОАО «Российские железные дороги». В 2012 году окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Мастер делового администрирования». С 2014 года по 2016 год начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги». С 2016 года по 2019 год заместитель генерального директора ООО УК «РейлТрансХолдинг». В 2019 году занимал должность начальника Департамента технического развития ООО «Восток 1520». С января 2020 года по настоящее время - заместитель генерального директора по техническому развитию ООО «Транспортные Технологии».
Гончаров Сергей Евгеньевич
Лосев Дмитрий Николаевич
Свою трудовую деятельность на железнодорожном транспорте Д. Н. Лосев начал в 1993 году на Западно-Сибирской железной дороге, где последовательно прошел ступени карьерной лестницы до должности начальника службы вагонного хозяйства дороги. С ноября 2008 года работал первым заместителем начальника департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД», а с февраля 2009 года возглавил его. С 2012 года занимал должность заместителя генерального директора по техническому развитию ПАО «НПК «ОВК». В 2019–2020 гг. работал генеральным директором ООО «Трансвагонмаш». В 2020 г. был избран исполнительным директором «Союза вагоноремонтных предприятий», который возглавляет до настоящего времени.
Бочкарев Николай Алексеевич
С сентября 2005 года – начальник Департамента вагонного хозяйства ОАО "РЖД". С 2009 года был назначен начальником Центральной дирекцией по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РЖД, которая на тот момент объединяла 120 вагонных депо во всех регионах России. С 2011 года был генеральным директором ОАО "ВРК-1".
Фурцев Александр Иванович
Барбарич Сергей Сергеевич
Шовский Леонид Васильевич (1919–2004) Начальник Главного управления вагонного хозяйства в 1968 – 1983 гг. Заслуженный работник транспорта РСФСР, почетный железнодорожник. Трудовой путь: от слесаря паровозного депо Глубокая Юго-Восточной железной дороги до начальника Главного
управления вагонного хозяйства МПС СССР (1968–1983 гг.). Был членом Коллегии МПС с 1977 г. Награжден пятью орденами и пятью медалями.
Саламбеков Борис Константинович (1907–1978) Начальник Главного управления вагонного хозяйства с 1964 по 1968 г. Герой Социалистического Труда, почетный железнодорожник. Родился в Тифлисе (Тбилиси) 25 декабря 1907 г. В шестнадцать лет Борис – посыльный в финансовой инспекции Народного комиссариата финансов Грузии. Поступил в вечерний Промышленно-экономический техникум, в 1926 г. окончил его. В том же году Саламбеков – практикант Тифлисского паровозного депо, впоследствии – помощник машиниста. Пройдя четырехлетний рабочий стаж, Саламбеков в 1930 г. поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта на механический факультет. Успешно окончив институт, Саламбеков получил назначение в депо Ленинград- Пассажирский-Московской Октябрьской железной дороги и уже в 1937 г. стал его начальником. В мае 1939 г. Саламбекова назначили заместителем начальника Октябрьской дороги. В том же году за большие достижения в работе, за разработку и эффективное внедрение нового метода ремонта паровозов Борис Константинович был награжден орденом Ленина. В феврале 1942 г. Саламбеков был назначен начальником Октябрьской дороги и вернулся в блокадный Ленинград. В июне 1946 г. Саламбекова назначили начальником только что созданного Северо-Западного округа. В него входили девять железных дорог. Ранее, в феврале, Борис Константинович был избран депутатом Верховного Совета СССР.
25 мая 1949 г. постановлением Совета Министров СССР Саламбекову было присвоено звание генерал-директора тяги 1-го ранга. В 1949 г. началось так называемое «ленинградское дело»; в число причастных к нему попал и Саламбеков. В июле 1950 г. решением Комитета партийного контроля «за ряд грубых хозяйственных ошибок, допущенных в период работы в Ленинграде», Саламбеков был освобожден от должности начальника Приволжского округа железных дорог и назначен главным инженером Фаянсовского отделения Московско-Киевской железной дороги. Здесь Борис Константинович трудился три с половиной года. В последствии руководил Омской, Красноярской и Восточно-Сибирской железными дорогами. В апреле 1964 г. Борис Константинович был назначен начальником Главного управления вагонного хозяйства МПС. Его работа была отмечена орденом «Знак Почета». Заслуги Б.К. Саламбекова отмечены присвоением звания Героя Социалистического Труда, награждением тремя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», многими медалями, двумя золотыми медалями ВДНХ, знаком «Почетному железнодорожнику».
Курочкин Василий Васильевич (1900—1955) начальник Главного управления вагонного хозяйства в 1940 – 1944 и 1950 – 1951 гг. Родился 27 февраля 1900 г. в г. Брянске в семье машиниста. До 1920 г. учился в школе, а после поступил на работу в паровозное депо станции Брянск слесарем, затем помощником машиниста, машинистом, дежурным по депо, а в 1929 г. - на десятом году работы - стал начальником депо. В 1930 г. Василия Васильевича, как партийца - «тысячника», направили для обучения в Бежецкий машиностроительный институт. В 1932 г. в связи с закрытием в нем паровозной специальности В.В. Курочкин перевелся в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э. Баумана (в настоящее время - МВТУ им. Н.Э. Баумана) на свою прежнюю специальность «Паровозостроение». Трудовой путь: от помощника машиниста паровозного депо Брянск Московско-Киевской железной, начальник вагонного депо станции Брянск-2 дороги, до начальника Карагандинской железной дороги (1944 – 1949 гг.). В 1949 – 1950 гг. – директор Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, затем – начальник Главного управления вагонного хозяйства, член коллегии МПС (1950 – 1951 гг.), первый заместитель министра путей сообщения СССР (1951 – 1953 гг.), начальник Одесско-Кишиневской железной дороги (1953 – 1954 гг.), начальник Московского института инженеров железнодорожного транспорта им. И.В. Сталина (1954 – 1955 гг.). Дважды почетный железнодорожник. Награжден четырьмя орденами, в том числе двумя орденами Ленина, и пятью медалями.
Арнольдов Арон Маркович (1894 – 1937) Первый руководитель Главного управления вагонного хозяйства. Родился в 1894 году в Подольской губернии. Окончил Ленинградский политехнический институт. На железнодорожном транспорте с 1918 года. Работал комиссаром Сызрань-Вяземской железной дороги, председателем правления Мурманской, Московско-Белорусско-Балтийской железных дорог, затем директором Октябрьской железной дороги и одновременно директором Транспортной Академии. В 1933 году был назначен на работу в НКПС. В январе 1936 года Арон Маркович становится начальником Юго-Восточной железной дороги, оставаясь при этом членом Совета при народном комиссаре путей сообщения. В годы его работы на дороге уделялось большое внимание ускорению оборота вагонов, борьбе с авариями и крушениями, улучшению использования паровозов, соблюдению графика движения поездов. Арестован в январе 1937 года. Обвинён в руководстве контрреволюционной троцкистской группой на железнодорожном транспорте. Расстрелян в ноябре 1938 года. Впоследствии реабилитирован. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Почетный железнодорожник».
Руководители вагонного хозяйства
Фото: Вагонник https://dzen.ru/vagonnik.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности