30.07.2025

РЖД требуют ужесточить штрафы за срыв заявок: рынок говорит о «перетягивании одеяла»

В ОАО «РЖД» сталкиваются с ростом объемов непредъявления груза по согласованным в установленном порядке заявкам. По этой причине общий недогруз в июне 2025 года составил 22,4 млн т, сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД» в ответ на запрос РЖД-Партнера.

Вопрос о неустойках

Примерно половина приходится на южное направление – 11,7 млн т, в том числе 2,7 млн т нефтяных, 2 млн т строительных грузов, 1,4 млн т угля, уточнили в холдинге.

В направлении Северо-Запада не предъявлено 5,8 млн т, в том числе 1,2 млн т нефтяных, 1,1 млн т угля, 0,8 млн т удобрений. На восток недогрузили 4,9 млн т: 2,3 млн т угля, 0,7 млн т нефтяных, 0,3 млн т лесных грузов.

Итого за I полугодие грузоотправители не предъявили по согласованным заявкам в общей сложности 127 млн т грузов.

«В настоящее время размер неустойки настолько мал, что дает возможность злоупотреблять нормой, при которой объем всех поступивших в РЖД заявок на лимитирующее направление, в том числе завышенных, уменьшается между грузоотправителями пропорционально, что существенно ухудшает условия обслуживания для добросовестных грузоотправителей», – указывается в ответе пресс-службы.

«Компания резервирует свои мощности для отправки груза в определенные даты, и в случае позднего отказа грузоотправителя от согласованных заявок задействовать инфраструктуру в полном объеме для вывоза других грузов становится практически невозможно. Чтобы повысить качество планирования грузовых перевозок и увеличить объемы перевозок, РЖД предлагают повысить ответственность как грузоотправителей за искажение данных в заявках, так и перевозчика – за их выполнение», – считают в холдинге.

Больная мозоль на сети

В итоге ОАО «РЖД» предложило в 10 раз повысить штрафы за непредъявление груза по согласованной заявке. Ранее была выдвинута аналогичная идея со штрафами за предоставление путей общего пользования для отстоя подвижного состава (в перевозочном процессе и вне его) на станциях, перечень которых определяется правительством РФ. Обе инициативы – на рассмотрении в федеральных органах власти и вызвали неоднозначную реакцию среди участников рынка.

«Больной мозолью в данном случае служит то, что перевозчик в очередной раз перетягивает одеяло на себя», – выразил свою точку зрения представитель компании-грузоотправителя. Ведь параллельно, по его словам, усилить степень его ответственности за задержки с отправками грузов не предложено. Наоборот, списки логконтролей и технологических ограничений на перемещение подвижного состава расширены. Введены поправки в порядок взаимодействия с клиентами, чтобы усилить практику продления сроков доставки по сравнению с ранее взятыми договорными обязательствами в случае их невыполнения перевозчиком. «А теперь предложены еще и финансовые инструменты в пользу железных дорог», – подытожил респондент.

Чего хочет перевозчик?

«Увеличение штрафов не приведет к тому, чего хотят в ОАО «РЖД». Это не улучшит дисциплину планирования погрузки. Одни клиенты могут строить долгосрочные планы, а другие нет. На споте ситуация меняется постоянно. Поэтому имеет смысл сравнивать, сколько грузов перекочевало из одних заявок в другие. И учитывать для штрафов только фактические отказы. Это несложно видеть в АС ЭТРАН», – считает президент НИЦ перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Кроме того, следует изучить цепочку принятия решений: может статься, что оператор не смог вовремя подать вагон, а, в свою очередь, ему отказал в перемещении порожнего вагона перевозчик. В таком случае игроки будут перекидывать мяч друг другу, но игра не наладится. И погрузка не увеличится.

«Наоборот, скорее всего, она продолжит падать. Складывается впечатление, что перевозчик непрочь избавиться не столько от «лишних» вагонов, сколько от мелких партий отправок. Они мешают развернуть на сети привлекательные для него полигонные технологии», – считает заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин. В таком случае стоит ли удивляться, что грузы переключаются на другие виды транспорта?

Источник: РЖД-Партнер