С 12 августа один из крупнейших частных игроков на железнодорожном рынке АО «Вектор Рейл» (владельца топ-оператора «СГ-Транс» — прим. ред.) официально перестал (о чём мы сообщали ранее) быть частным — в выписке ЕГРЮЛ единственным акционером значится Российская Федерация в лице Росимущества. На бумаге это выглядит как аккуратная формальность, но на деле означает, что государство получило под контроль десятки тысяч вагонов и стратегическую нишу перевозок, например, сжиженного углеводородного газа, ещё до того, как апелляция по делу успела дойти до зала суда.
Представители бывших владельцев, в числе которых экс-замглавы РЖД Салман Бабаев, подали жалобу на решение Октябрьского райсуда Екатеринбурга, слушание назначено лишь на 27 августа. Теперь им придётся апеллировать уже к тому, что активы и корпоративный контроль де-факто перешли в руки государства.
История началась в конце апреля, когда суд удовлетворил иск Генпрокуратуры, обвинив фигурантов в причастности к коррупционным схемам и постановив обратить в доход государства акции «Вектор Рейл» и её ключевых дочерних компаний, включая оператора «СГ-Транс» и «Федеральную грузовую компанию» — структуру, созданную в 2010 году как «дочку» РЖД. Ответчиками по делу стали сам Бабаев, его сыновья, железнодорожный топ-менеджер Алексей Тайчер и АО «Вектор Рейл».
Речь идёт о более чем 44 тысячах вагонов и свыше 200 объектах недвижимости, значительная часть которых обслуживает рынок СУГ — сегмент, где даже кратковременный дефицит парка быстро бьёт по тарифам и стабильности поставок.
Для понимания масштаба «экспроприации» стоит вспомнить, что «Вектор Рейл» ещё в конце 2021 года поглотил Brunswick Rail, одного из крупнейших игроков операционного лизинга, и тем самым закрепил за собой позицию одного из лидеров на рынке наливного подвижного состава. По итогам сделки парк группы оценивался примерно в 40 тысяч единиц, что позволило ей уверенно конкурировать с государственными и квазигосударственными операторами.
«СГ-Транс», вошедший в состав активов, традиционно удерживает ключевую долю в перевозках сжиженного газа и нефтехимии, что делает этот сегмент стратегическим для энергетической и промышленной логистики.
То, что государство зафиксировало своё право собственности на актив ещё до того, как апелляция будет рассмотрена, не случайность и не техническая ошибка. Подобная практика уже встречалась в других резонансных делах последних лет, когда контроль над компаниями передавался в госсектор до окончательного судебного финала. Для рынка это сигнал, что даже формальная возможность вернуть активы в частные руки минимальна, а будущая операционная политика будет определяться из единого и известного центра.
Что касается влияния этого высокого решения на положение дел в ЖД-отрасли, здесь ни революций, ни реформ ждать не стоит. Краткосрочно для клиентов и грузоотправителей, возможно, вообще ничего не изменится: парк в работе, контракты продолжают действовать, логистические цепочки не прерываются. Однако за кулисами нового собственника уже ждёт серьёзная работа по реструктуризации долгов и пересмотру договоров.
По озвученным ранее данным, при покупке Brunswick Rail «СГ-Транс» предоставлял «Вектор Рейлу» независимую гарантию на два миллиарда рублей, а часть цистерн для перевозок СУГ оформлялась в залог по кредитам ВТБ. Теперь все эти обязательства придётся согласовывать заново, уже под эгидой государства.
Долгосрочные последствия происходящего очевидны: в сегменте наливного ЖД-парка доля госсектора увеличивается, а значит конкуренция (и возможно ставки предоставления) будет снижаться. Не исключено, что независимые операторы получат доступ к дефицитному парку только через государственные структуры, а грузоотправители — больше стабильности, но меньше рыночных манёвров.
Как изменятся тарифы, объёмы инвестиций в обновление парка, график ремонтов ПС и прочая-прочая, станет ясно ближе к осени, когда будут заключаться контракты на четвёртый квартал. Но уже сейчас можно сказать, что рокировка (в целом ожидаемая) владельцев «Вектор Рейл» стала самым громким эпизодом этого лета в цепочке громких «национализаций».
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности