31.10.2018

СИБУР и «СГ-Транс» объединяют парки вагонов для СУГ

«СГ-Транс» и СИБУР закончили оформление паритетного СП «Нефтехимическая транспортная компания» по перевозке СУГ. ООО НХТК было создано СИБУРом в апреле, в сентябре «СГ-транс» выкупил 51% долей в ООО, а 12 октября, следует из данных ЕГРЮЛ в kartoteka.ru, доли уравнялись. В СИБУРе и «СГ-трансе» от комментариев по сделке отказались.

Как пояснил “Ъ” источник, знакомый с условиями сделки, в СП передано свыше 4,2 тыс. цистерн для СУГ и других продуктов газопереработки, также в СП на условиях аренды войдет часть парка «СГ-транса». НХТК будет распоряжаться парком на условиях лизинга и аренды. По словам собеседника “Ъ”, необходимости согласовывать сделку с ФАС не было, но «консультации проводились, и возражений не поступало». Основная доля парка НХТК будет заниматься перевозкой грузов СИБУРа, сообщил он, заключены долгосрочные контракты. Планов по существенному расширению в сегменте СУГ у СП нет, заверил источник.

Сумма сделки составила порядка 10 млрд руб., рассказывает источник “Ъ”. За эту сумму вагоны СИБУРа были проданы структурам ВТБ, у которых, как сообщал в сентябре «Интерфакс», НХТК позже взяла их в лизинг. СИБУР собирался продать этот парк, о чем в августе сообщал в отчетности по МСФО. СИБУР направляет ресурсы на создание новых нефтехимических производств, поэтому о его желании выйти из непрофильного актива и найти партнера по вывозу продукции было известно давно, сделка была ожидаема рынком, говорит собеседник “Ъ”, знакомый с условиями сделки. «Стоит отметить, что компания монетизировала этот выход, одновременно сохранив гарантии перевозок»,— добавляет он.

Два источника “Ъ” на рынке говорят, что для СИБУРа принципиально вывести лизинговые расходы за баланс, чтобы очистить отчетность. Негативное влияние собственного кэптивного оператора «СИБУР-транса» на отчетность будет нарастать, поясняют собеседники “Ъ”, в том числе из-за изменения с 2019 года стандартов МСФО, которые предпишут отражать в составе долга обязательства по операционной аренде. В первом полугодии транспортные расходы СИБУРа выросли на 9,4%, до 35,3 млрд руб., главным образом из-за роста экспорта СУГ. Выручка от продажи СУГ за полугодие выросла на 51,5%, до 67,8 млрд руб., 76,2% приходится на экспорт. Средняя отпускная цена СУГ за период выросла на 27,9%, сообщается в отчетности компании.

По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в первом полугодии на рынке цистерн для СУГ сформировался локальный профицит, однако ухудшение обстановки на сети ОАО РЖД в сочетании с высоким уровнем консолидации парка обусловили сохранение арендных ставок на уровне 1,5–1,6 тыс. руб. в сутки. Как отмечает эксперт, «СГ-Транс» в 2017 году купил 1200 цистерн для СУГ у Brunswick и получил контроль более чем над 2100 цистернами, которые были в лизинге у «Рэйлтрансхолдинга». Таким образом оператор значительно усилил свое влияние на уровень ставок и стал практически единственным арендодателем на рынке крупных лотов цистерн, поясняет Михаил Бурмистров. Резкий рост стоимости новых цистерн для СУГ (до 3,6–3,8 млн руб. за вагон) ограничил возможности закупок и привел к повышению цен на бывшие в эксплуатации цистерны, продолжает он, а это позволило СИБУРу получить очень высокую оценку парка — почти 2,4 млн руб. за вагон, что всего на 10–15% меньше, чем стоили новые цистерны в 2016 году. После запуска «Запсибнефтехима» потребность СИБУРа в цистернах для СУГ сократится, поэтому передача парка в СП выглядит взвешенным и экономически эффективным решением, добавляет эксперт.

Источник: КОММЕРСАНТ