В заседании, прошедшем в режиме ВКС, приняли участие более 55 руководителей и специалистов организаций-членов ОПЖТ и приглашенных компаний.
Заседание открыл Председатель Комитета по грузовому подвижному составу Сергей Калетин. Он отметил, что указанное заседание является последним в этом году и отметил важность качественной проработки повестки дня заседания.
С докладом об анализе отцепок грузовых вагонов на сети железных дорог по итогам работы за 9 месяцев 2025 года выступил Директор ПКБ ЦВ, филиал ОАО «РЖД» Андрей Рогозин. Он представил детальный анализ отцепок грузовых вагонов на сети железных дорог РФ за 9 месяцев 2025 года, выделил основные узлы, приводящие к отцепкам вагонов: колёсные пары, тележки, буксовые узлы, автотормозное и автосцепное оборудование, а также кузов и рама, и привёл динамику отказов по каждому из них в сравнении с предыдущими годами.
В докладе были обозначены ключевые проблемы, такие как высокий процент отказов из-за тонкого гребня и выщербин колёс, неисправности поглощающих аппаратов автосцепки, а также повышенный износ цилиндрических подшипников в буксовых узлах. Докладчик подчеркнул положительную тенденцию снижения общего коэффициента отцепок к парку вагонов, но указал на рост отдельных видов неисправностей.
В заключительной части представлен комплекс мер по снижению отцепок. Он включает в себя внедрение новых технических решений (в частности, переход на кассетные подшипники и специализированные смазочные материалы), усиление контроля за ремонтом и эксплуатацией подвижного состава и разработку актуальной нормативной документации.
Особое внимание уделено стратегическому переходу на более надёжные закрытые подшипники, а также организации систематического мониторинга качества ремонтных работ.
Генеральный директор ООО «УКБВ» Александр Баранов доложил об опыте в проведении авторизации вагоноремонтных предприятий группы компаний АО «Концерн «Уралвагонзавод». Докладчик представил опыт проведения авторизации вагоноремонтных предприятий, разъяснив, что эта процедура представляет собой предоставление заводу права выполнять плановые ремонты грузовых вагонов на тележках с осевой нагрузкой 25 тонн-сил, при этом разработчиком исходной конструкторской и ремонтной документации выступает ООО «УКБВ». Основными целями авторизации являются обеспечение высокого качества ремонта строго по утверждённой документации с обязательным использованием оригинальных комплектующих, а также гарантия безопасной дальнейшей эксплуатации подвижного состава на сети железных дорог.
Александр Баранов подробно описал утверждённую процедуру прохождения авторизации: процесс начинается с инициативы предприятия-заявителя, заключения лицензионного договора и передачи ему пакета документации, после чего следует этап самооценки. Далее специальная комиссия с участием экспертов УКБВ, Уралвагонзавода и других профильных организаций проводит всестороннюю проверку, включающую анализ документации, оценку знаний персонала, осмотр производственных мощностей и складов. По результатам выездной проверки составляется акт и выносится итоговое решение о выдаче свидетельства, причём вся процедура регламентирована положениями технического регламента ТР ТС 001/2011 и национальных стандартов.
В завершение докладчик представил ключевые итоги работы за период 2023–2025 годов, демонстрирующие масштаб и динамику процесса. Всего за три года право на выполнение деповского ремонта получили 70 предприятий, из которых 20 также были авторизованы на проведение капитального ремонта. Александр Баранов отметил, что статистика наглядно показывает активную деятельность по первичной авторизации, повторным процедурам после устранения замечаний, а также случаи отзыва или приостановки ранее выданных свидетельств, что подчёркивает систему постоянного контроля и поддержания установленных стандартов качества на авторизованных производствах.
Главный специалист Инспекторского центра «Приемка вагонов и комплектующих» Алексей Пивоваров рассказал об СТО ОПЖТ «Продукция железнодорожного назначения. Идентификация и учет номерных составных частей грузового вагона при изготовлении». Докладчик отметил, что основная цель стандарта — внедрение автоматизированной системы маркировки, обеспечивающей машинное считывание данных и интеграцию с базой данных «Электронный инспектор», что позволит повысить достоверность информации, снизить трудозатраты на учёт и обеспечить прослеживаемость деталей на протяжении всего жизненного цикла.
В стандарте установлены требования к нанесению идентификационной маркировки (ИМ), которая должна быть уникальной, размещаться в удобном для считывания месте и сохранять читаемость с момента отгрузки до использования. При этом допускается использование альтернативных систем автоматической идентификации (например, радиометок), что может исключить необходимость нанесения графической маркировки.
Также Алексей Пивоваров представил перечень ключевых деталей и узлов, подлежащих маркировке (боковая рама, колёсные пары, автосцепка, тормозные цилиндры и др.), и описал возможность онлайн‑проверки подлинности изделий через электронный паспорт, что повысит прозрачность и позволит эффективнее противодействовать распространению контрафактной продукции. Комитет принял решение включить проект СТО ОПЖТ в повестку заседания Наблюдательного совета ОПЖТ для дальнейшего утверждения на общем собрании Ассоциации.
Об итогах работы постоянной Рабочей группы по внесению изменений в Регламента расследования причин отцепок грузовых вагонов и ведения рекламационной работы доложил директор по техническому развитию ПАО «ТрансКонтейнер», заместитель председателя Комитета, Руководитель рабочей группы Сергей Гончаров. В своем выступлении он доложил о ходе процесса: за текущий год было получено и рассмотрено 29 предложений от ключевых подкомитетов ОПЖТ и отраслевых компаний. На основе полученных заключений 1 октября 2025 года состоялось заседание рабочей группы, где были подведены окончательные итоги.
Основное содержание доклада касалось конкретных результатов этой работы. Было объявлено о согласовании изменений в шесть пунктов Регламента (1.7, 1.8, 2.1, 2.6, 2.13, 2.17) и подготовке соответствующего проекта извещения. Докладчик привел примеры правок, таких как уточнение количества экземпляров акта-рекламации, порядка их рассылки и сроков хранения, а также конкретизация требований к фотофиксации дефектов и процедуре информирования об отцепках.
В заключительной части выступления были сформулированы итоговые предложения для протокола: утвердить проект извещения об изменении «Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы» с последующим направлением на утверждение президенту Ассоциации ОПЖТ.
С докладом о доработке ГОСТ 10791-2011 в части нанесения дублирующей маркировки выступил заместитель генерального директора Инспекторского центра «Приемка вагонов и комплектующих» Александр Шмыков. Докладчик рассказал о принятых на заседании Рабочей группы Комиссии вагонного хозяйства от 2–3 декабря 2025 года (пункт 4.2), где рекомендовано заинтересованным железнодорожным администрациям направить обращение в Международный технический комитет 524 «Железнодорожный транспорт» с предложением о внесении изменений в ГОСТ 10791-2011 в части требования к нанесению дублирующей.
Александр Шмыков сослался на нормативную базу, требующую сохранения читаемой маркировки в течение всего срока службы и запрещающую эксплуатацию вагонов с нечитаемыми идентификационными знаками, а также на роль нормативной документации в обеспечении этих требований.
В рамках заседания был принят ряд решений, которые будут отражены в протоколе.
В завершении заседания Сергей Калетин поздравил участников заседания с приближающимся Новым годом и пожелал успехов в работе.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности