17.04.2019

Союз вагоноремонтных предприятий

Более двадцати вагоноремонтных предприятий (ВРП) России обсуждают необходимость создания Союза ВРП (СВРП).

Соответствующие предложения изложены в презентации ("Интерфакс" ознакомился с документом). Помимо ООО "ВКМ" (г. Старый Оскол, Белгородская обл.), АО "ВРЗ" (г. Стерлитамак, Башкортостан), принадлежащих бизнесмену Сергею Гущину, инициативу, в частности, поддержали две "дочки" ОАО "Российские железные дороги" – АО "Вагонная ремонтная компания – 2" (ВРК-2) и АО "ВРК-3", а также ООО "Уралхим-Транс", следует из презентации.

В качестве цели создания СВРП заявлено представление и защита интересов предприятий, формирование "авторитетной площадки" для диалога с РЖД, госорганами, операторами, собственниками подвижного состава и производителями запасных частей, совершенствование нормативно-правовой базы ВРП, а также формирование стратегии развития и внедрения новых технологий в вагоноремонтном комплексе в условиях реформирования железнодорожной отрасли. Кроме того, союз также нужен для "открытости, прозрачности и для поднятия уровня доверия к сообществу в целом".

При этом авторы идеи отмечают, что у ВРК существует только одна площадка, на которой рассматриваются текущие вопросы – профильный подкомитет по ремонту вагонов Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ, в числе учредителей – "Российские железные дороги" и крупнейшие компании этой сферы, на долю которых приходится около 90% производства железнодорожной продукции в стране), и "нет консолидирующего органа". У владельцев вагонов помимо комитетов ОПЖТ это Союз операторов железнодорожного транспорта, у производителей подвижного состава – Объединение вагоностроителей.

В РФ, по данным РЖД, сейчас насчитывается 274 вагоноремонтных предприятия (включая заводы, пассажирский комплекс и эксплуатационные вагоноремонтные депо), которые находятся в собственности 47 юридических лиц. 215 ВРП – под контролем монополии, но частных владельцев – 41, говорится в презентации.

Защиту и продвижение интересов участников нового Союза планируется осуществлять по четырем основным направлениям: это подготовка нормативных документов и взаимодействие с органами власти, участие в стратегии развития вагоноремонтного комплекса, сотрудничество с РЖД и выражение позиции СВРП через СМИ.

Предполагается, что общее собрание участников объединения сформирует наблюдательный совет, под контролем которого будут исполнительная дирекция союза и подразделения по основным видам деятельности – нормотворчеству и стратегическому развитию, техническим и технологическим вопросам, работе предприятий и по экономике.

Подразделения предполагается создавать по решению общего собрания СВРП. Рабочая группа союза будет проводить совещания, разрабатывать документы "коллективного применения". При этом отмечается, что для участия в работе группы могут приглашаться представители организаций, не являющихся членами союза. "Согласованные вопросы направляются в наблюдательный совет и выносятся на утверждение общего собрания", – говорится в презентации.

Создание объединения позволит проводить сбалансированную политику в сфере ремонта вагонов, согласованную с участниками этого рынка, взаимодействовать с регуляторами и смежными организациями железнодорожного транспорта, оперативно делиться опытом и внедрять новые технологии, определять приоритетные направления работы для решения стратегических задач развития вагоноремонтного комплекса РФ.

В четверг вопрос обсуждался на встрече в Москве. Текущую ситуацию и предпосылки к созданию объединения обозначил С. Гущин. По его словам, сейчас под позицией участников этого рынка воспринимается мнение трех крупнейших вагоноремонтных компаний, которыми владеют РЖД, и отождествляется с позицией самой монополии. "А мнение частных небольших предприятий остается либо не услышанным, либо принимаются меры, чтобы те "успокоились", – подчеркнул бизнесмен. "В рамках же союза ВРК, сказав свою позицию, которая будет поддержана всеми участниками, будут иметь реальное мнение рынка", – добавил он.

Приглашенный на встречу заместитель министра транспорта Владимир Токарев признал в целом предложение о создании объединения здравым. "Сегодня трудно вести диалог с вагоноремонтными предприятиями, поскольку каждое сегодня лоббирует свои цели и проблемы, которые у него на предприятии существуют, не видя иногда глобальных вещей. У нас есть положительный опыт работы с Союзом операторов, когда они формируют единое мнение и уже выступают (с ним) как с позицией игроков рынка. Считаю, что и у вас должна быть такая форма общения, когда вы, найдя у себя концепцию, приходите в органы власти и говорите о тех проблемах, которые сегодня необходимо решить, и которые мы не всегда видим", – отметил чиновник.

В этой связи замглавы Минтранса отметил, что ведомство будет готово поддержать идею, если ее инициаторы "смогут убедить рынок" в необходимости такого объединения, подчеркнув, что "никто насильно не загоняет" никого в эту ассоциацию. "Главное, чтобы ваша организация не превратилась в картельный сговор по необоснованному поднятию цен", – уточнил при этом В. Токарев.

С. Гущин заявил "Интерфаксу", что, по его мнению, из участников рынка "процентов 70 присоединится точно". "Точно – все частные предприятия с независимыми собственниками. Думаю, что ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3 – как наиболее значимые. "Первая грузовая компания" (входит в группу UCL Владимира Лисина) выразила желание. Крупнейшее, наверное, частное вагоноремонтное предприятие – у "Новотранса" (актив Константина Гончарова). Это 5 новых современных депо, я считаю, это один из лидеров в этом направлении – они подтвердили (желание) участвовать", – сказал он.

"Некоторые операторы, которые обладают своими вагоноремонтными мощностями, хотя они и поддерживали, когда мы говорили, но, я думаю, они пока воздержатся и посмотрят на это партнерство. Оно должно быть зарегистрировано, показать свою эффективность. Мне кажется, если оно год просуществует, и если в течение года будут приняты какие-то реально важные документы или, по крайней мере, мы поучаствуем в каких-то важных мероприятиях и проектах, я думаю, и они тоже подтянутся", – добавил бизнесмен.

"Допустим, "Трансойл" (80% – у Геннадия Тимченко, 13% – у Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, 7% – у Андрея Филатова) и "Нефтетранссервис" (подконтролен братьям Вячеславу и Вадиму Аминовым, партнером выступает член совета директоров НТС Алексей Лихтенфельд), наверное, пока посмотрят. Они уверяют, что на площадке Совета железнодорожных операторов можно решать эти вопросы. Но мы (на встрече в четверг) услышали, что бывают решения, которые СОЖТ отстаивает в РЖД, и ему была бы подспорьем поддержка вагоноремонтных предприятий. Они свое слово тоже могли бы сказать в поддержку", – привел пример С. Гущин.

Подводя итоги встречи, предприниматель отметил, что в течение одного-двух месяцев будут идти подготовительные процедуры к созданию объединения. В течение этого срока будут приниматься обращения от участников рынка, которым для принятия решений о вхождении в новую организацию необходимо получить соответствующие корпоративные одобрения. Сама регистрация займет около месяца.

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520