07.06.2019

Спросу на вагоны предсказали рост

Немецкая консалтинговая компания Roland Berger по результатам исследования рынка «Частное финансирование подвижного состава, развитие в Европе» спрогнозировала, что доля приобретаемой за негосударственные средства железнодорожной техники в регионе продолжит расти и может составить 31% в 2021–2023 годах.

Это исследование, опубликованное на прошлой неделе, стало третьей такой работой, выполненной по заказу швейцарской некоммерческой организации Rail Working Group. Оно показывает, что страны с ведущими программами либерализации железнодорожного транспорта, в том числе Великобритания и Германия, и в будущем останутся основными рынками для частных вложений. Например, железнодорожный рынок Великобритании открыли для негосударственных компаний одним из первых в 1994 году, и в результате к настоящему моменту уровень его либерализации составляет 99% с долей частного финансирования 58%.

Вместе с тем в Roland Berger отмечают, что, по оценке представителей отрасли, прогресс идёт слишком медленно, поскольку частные компании по-прежнему неохотно инвестируют в железнодорожное оборудование, а правительства и государственные операторы неактивно используют возможности переноса финансового бремени на частный сектор.
«В результате возникла острая необходимость в создании условий для обеспечения существующего частного кредита и привлечения большего объёма частных финансов по доступным ценам. Новые инициативы, такие как Люксембургский железнодорожный протокол, должны сделать это возможным», – отметил партнёр Roland Berger в Центральной Европе Андреас Швиллинг.

В исследовании анализируются по долям государственного и частного финансирования 590 закупок железнодорожных транспортных средств в 23 европейских странах с 2015 по 2017 год, когда среднегодовая стоимость всех заказов выросла до 14,95 млрд евро.

Доля частных вложений существенно увеличилась с периода 2011–2013 годов, рассматриваемого в первом исследовании, когда она составила лишь 12% при совокупном годовом объёме закупок на уровне 13,33 млрд евро. При этом в последний период частное финансирование выросло на 1,73 млрд евро и покрыло 23% от общего среднего годового объёма (свыше 3,4 млрд евро), тогда как государственное финансирование даже немного сократилось (на 107 млн евро).

Частным финансированием полностью или частично обеспечены 42% всех закупок. В целом оно вносит существенный вклад при покупке грузовых и пассажирских вагонов (54%), локомотивов (46%) и высокоскоростных поездов (40%). При этом в Западной Европе от него зависят все категории подвижного состава, а по всей Восточной Европе городской железнодорожный транспорт полностью финансируется госорганизациями.

Частные инвестиции играют важную роль в Словакии (62%), Великобритании (58%) и Чешской Республике (43%). Более высокая доля частных вложений отмечена лишь в некоторых проектах в таких странах, как Греция и Португалия.
«Частное финансирование будет становиться все более важным источником оплаты заказов подвижного состава в период с 2021 по 2023 год», – заключил Андреас Швиллинг.

Источник: ГУДОК