ОАО РЖД удалось добиться принятия почти всех его предложений по индексации тарифов на 2025 год. С 1 декабря тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8%, на пассажирские — на 11,6%. Дополнительно, как и предупреждал “Ъ”, будут увеличены тарифы на перевозки контейнеров, строительных грузов и порожних вагонов, впрочем, последнее решение не коснется перевозок нефтепродуктов. Также монополия добилась перехода на учет промышленной инфляции в тарифе.
ФАС подготовила проект распоряжения об индексации тарифов на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров на 2025 год. Согласно проекту (“Ъ” видел сопроводительные документы), тарифы будут проиндексированы одномоментно с 1 декабря. Ранее рассматривался вариант двухэтапной индексации с 1 ноября либо одномоментной — с 1 января (см. “Ъ” от 18 сентября). Источник в ФАС подтвердил “Ъ” параметры документа. В аппарате профильного вице-премьера Виталия Савельева, Минтрансе, ОАО РЖД и ФАС отказались от комментариев.
Тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8%. Эта цифра уже включает целевые надбавки. Имеющиеся надбавки, а именно 1,5% на корректировку налогового законодательства, 7% на капремонт и 1% на транспортную безопасность, с 1 декабря будут закреплены в прейскуранте на постоянной основе и включены в индексируемую базу. Изначально предполагалось, что со временем надбавки могут быть отменены.
Льготные коэффициенты к тарифу ОАО РЖД 0,4 и 0,895 для дальних перевозок экспортного угля, временно отмененные с июня 2022 года, будут отменены на постоянной основе, следует из документов. Угольные компании и Минэнерго, апеллируя к тяжелой ситуации на рынке, настаивали на их возобновлении. ОАО РЖД, в свою очередь, оценивало потери от возврата льготных коэффициентов в 295 млрд руб. в год — 25% от инвестпрограммы 2024 года (см. “Ъ” от 22 мая).
Также предусмотрена точечная индексация отдельных тарифов. Тарифы на перевозки контейнеров и минерально-строительных грузов с 1 января дополнительно повышаются на 5% (см. “Ъ” от 21 октября). В сопроводительных документах повышенная индексация объясняется поэтапным сокращением ранее предоставленных преференций.
Тарифы на порожний пробег вырастут на 10% (см. “Ъ” от 14 октября). Но эта индексация коснется только полувагонов, платформ и крытых вагонов, тогда как цистерны и специализированный подвижной состав выведены за рамки распоряжения. В документах сказано, что на перевозках нефтепродуктов эта мера не отразится и повышение тарифа на порожний пробег направлено на операторов, а не на грузоотправителей. Как отмечается в пояснительной записке, в 2023 году ключевые операторы получили около 230 млрд руб. прибыли и при формировании ставок за предоставление вагонов в пользование данные компании ориентируются прежде всего на свою целевую доходность. Повышение тарифа на порожний пробег, сказано в документе, станет «инструментом более справедливого распределения экономического эффекта для участников транспортного рынка». Изменение инфраструктурной составляющей в конечной цене продукции не превысит 0,7%, утверждается в пояснительной записке.
ОАО РЖД добилось своего и в вопросе перехода с потребительской на промышленную инфляцию в индексации тарифа. Сейчас формула — «инфляция минус 0,1%» (среднеарифметический ИПЦ за четыре года — два предыдущих, текущий и последующий — минус 0,1%). Новые принципы предполагают использование композитного индекса, где будут учтены индекс цен промышленности, топлива, электроэнергии и т. д.
На 11,6% будут проиндексированы тарифы на пассажирские перевозки в регулируемом сегменте (плацкартных и общих вагонах). В нерегулируемом — купе, СВ и вагоны класса люкс — Федеральная пассажирская компания (принадлежит ОАО РЖД) также проиндексирует их на 11,6% по своему решению, сообщается в документах. Средства пойдут на новый подвижной состав: локомотивы и пассажирские вагоны, а также поступят в отрасли, работающие с монополией.
Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой отмечает, что ОАО РЖД зависит от динамики других тарифов и расходы на оплату труда, ремонт и производство подвижного состава растут. «Пока не изменится общеэкономический тренд, тарифы будут расти у всех естественных монополий»,— уверен он. Господин Косой также напоминает, что в пассажирском сегменте помимо базового тарифа есть динамическое тарифообразование, отражающее соотношение спроса и предложения.
В целом параметры индексации находятся «на грани терпимости грузовладельцев», говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «Это не критические значения, но сильно отличающиеся от параметров долгосрочного регулирования,— добавляет он». Господин Иванкин считает «в какой-то мере оправданным» решения по контейнерным перевозкам и порожним вагонам: «в 2025 году мы сможем оценить эффективность этого инструмента».
Эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов считает гораздо более важным изменением замену формулы «инфляция минус» композитным индексом — показателем, который учитывает темпы роста издержек монополии по основным статьям затрат. По его мнению, у этого нового способа формирования железнодорожных тарифов есть два основных риска. Во-первых, никто извне монополии не сможет проверить, на самом ли деле товары и услуги, чьи цены будут учитываться в композитном индексе, были поставлены или оказаны по минимально возможной цене. Во-вторых, создаются стимулы к росту расходов, считает господин Хусаинов.
Источник, близкий к ОАО РЖД, отмечает, что предложения компании по композитному индексу находятся в стадии обсуждения. По его словам, 13,8% — компромиссное решение, сформированное ФАС из предложений РЖД и профильных ведомств и принятое с учетом эластичности спроса.
Фото: Иван Шаповалов. Пресс-служба РЖД.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности