20.12.2019

Стоимость получения разрешений на ремонт локомотивов возросла в 600 раз по сравнению с лицензированием

Неэффективная зарегулированность деятельности по ремонту локомотивов – одна из ключевых проблем современной организации деятельности на железных дорогах, считает исполнительный директор СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Маняхин. Он рассказал, что в актуальной практике применяется шесть видов контроля, из которых три– платные.

До 2005 года деятельность по ремонту подлежала лицензированию в соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Процедура лицензирования была прописана в положении и была достаточно простой и незатратной. Необходимо было заплатить госпошлину в размере около 5 тыс. руб., лицензия выдавалась сроком на 5 лет, периодичные инспекционные проверки отсутствовали.

В 2005 году лицензирование деятельности по ремонту подвижного состава было отменено по причине того, что эта процедура вводила избыточные административные ограничения и не была эффективной, процедура была заменена добровольно-принудительной сертификацией для локомотивов, которые выходили на пути общего пользования в соответствии с Приказом № 26 Министерства транспорта Российской Федерации. Сертификация осуществляется на платной основе, стоимость владения сертификатом составляет 1,1 млн руб. в период 5 лет.

В середине 2016 года приказом Минтранса России внесены изменения в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, которые обязали все ремонтные компании получить условные номера клеймения на право проведения ремонтов. Эта процедура тоже платная. Владение условным номером клеймения в пятилетний период составляет в среднем 1 млн руб.

Также приказом Минтранса был введен еще один уровень контроля – осмотр подвижного состава после ремонта представителем инфраструктуры. Процедура осмотра в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» № 1852 также небесплатна, ее стоимость зависит от удаленности ремонтной базы от депо ОАО «РЖД» и в среднем составляет 35 тыс. руб. за 1 локомотив. Как отмечает А. Маняхин, в пятилетнем промежутке стоимость составит 350 тыс. руб. (периодичность ТР – 1 раз в 6 месяцев) за одну машину.

«Помимо этих процедур, осуществляются плановые виды контроля со стороны Госжелдорнадзора, рейдовые осмотры со стороны Госжелдорнадзора и, конечно же, внеплановые виды контроля, которые могут застать вас врасплох. Здесь хочется акцентировать внимание на том, что все эти виды контроля проверяют, по сути, одно и то же. Такое количество проверок одних и тех же требований даже дублированием функций язык не поворачивается назвать», 0 сказал А. Маняхин. По его словам, в сравнении с лицензированием стоимость получения разрешений возросла в 600 раз.

Эксперт обращает особое внимание на эффективность указанных видов проверок: «Во всех документах, обосновывающих введение того или иного вида контроля, не указаны конкретные цифры, которые дадут понять эффективен ли этот метод. Везде указаны общие формулировки. Единственный параметр, который так или иначе может охарактеризовать уровень, – это показатель отказов локомотивов, выходящих на пути общего пользования по причине некачественного ремонта. Если его анализировать, мы увидим, что этот показатель за последние 3–4 года не поменялся».

Источник: РЖД-Партнер