25.09.2023

Стоимость всех видов подвижного состава стремится вверх

Цена на вагоны подошла к историческому максимуму – производители называют цифры вплоть до 6,7 млн рублей за единицу. Стоит ли покупать по такой цене и кому это строго противопоказано, на конференции «Операторский бизнес: четверть века на сети РЖД», организованной РЖД-Партнер, рассказала управляющий директор по лизингу подвижного состава ГК «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская.

В 2022 году на рынок железнодорожных перевозок влиял целый ряд экономических и производственных факторов, например, приостановка поставки подшипников для инновационных вагонов, изменение географии перевозок и грузооборота. 2023 год – наследник 2022-го, поэтому в числе последствий – переориентирование логистических цепочек на восток, сохранились тенденции замедления парка на сети – замедление оборота вагона в 2022 году составило 1,65 суток, за 8 мес. 2023 года замедление за сопоставимый период составило 0,32 суток. Срок оборота достиг 18,4 суток.

«У нас есть динамика цен в рублях, и медиана всех родов подвижного состава за последние 5 лет стремится вверх, особенно это видно с июня 2021 года. В этом году было пробито две психологических отметки цены вагона в 5 млн и в 6 млн рублей за вагон в этом году. Уже есть предложения приобрести подвижной состав за 6,3–6,7 млн рублей без НДС. В рублях цены выросли от 50 до 90% в зависимости от рода подвижного состава», – сказала Оксана Ивановская.

По словам эксперта, существенной коррекции цен на подвижной состав в ближайшее время ожидать не стоит, но, возможно, произойдет условная фиксация. Тем не менее покупать подвижной состав сейчас, надеясь «запрыгнуть в последний вагон», стоит не всем. К покупке надо подходить взвешенно. Если до этого не было бизнеса и ни одного вагона, приобретать его за 6,3 млн точно не стоит – нет ни запаса, ни экономики, а риски очень велики. При этом, если будет расти ключевая ставка, на покупателей вагонов ляжет очень большая нагрузка.

«Мы пока не ожидаем снижения цены вагона. Небольшая коррекция возможна в нижнюю сторону, потому что все-таки цена вагона в 6,3 млн – пограничная, когда ставки доходности уже не догоняют стоимость. Покупать подвижной состав стоит тем, у кого есть существенное убытие, кто хочет сохранить долю рынка и может позволить текущим парком, заместив риски, чуть-чуть обновить свой парк, – добавляет Оксана Ивановская. – Что касается ставок, пока тренд на рост есть. При сохраняющейся высокой ключевой ставке компаниям необходимо будет отбивать свои финансовые вложения, и они будут поднимать ставки операторам и грузовладельцам – тем, кому они сдают в аренду».

Источник: РЖД-Партнер